Альфред Адлер, 1870 - 1937

articles: adler_a.jpg
Адлер Альфред (Adler Alfred, 1870 – 1937) – выдающийся австрийский врач, невропатолог, психиатр и психолог. Крупнейший деятель международного психоаналитического движения, признанный классик и патриарх глубинной психологии. Основатель собственного авторитетного и влиятельного психологического направления и одноименной психотерапевтической школы – индивидуальной психологии. Доктор медицины (1895). Адлер первоначально специализировался в области офтальмалогии, но уже с конца 1890-х гг. он полностью посвятил себя проблемам психиатрии и психотерапии. Позднее занимался также вопросами педагогики, исследуя различные стили воспитания, их влияние на психическое развитие и подчеркивая необходимость гуманизации образования на всех уровнях и во всех сферах.
Один из первых сподвижников З.Фрейда. С 1902 г. участник Венского кружка сторонников фрейдовской доктрины (так наз. «Общества психологических сред»). Был в числе организаторов Венского психоаналитического общества (1908), президентом которого стал в 1910 г.
В 1911 г. отмежевался от фрейдистского движения и приступил к созданию собственной, альтернативной классическому психоанализу, теории личности и модели психотерапии, которые получили широкое международное признание. Начиная с 1920-х гг., Альфред Адлер едва ли не самый известный и авторитетный после Зигмунда Фрейда лидер глубинной психологии и динамической психотерапии. 
Доцент Венского института педагогики (1915), профессор (1929). В 1927 г. возглавил кафедру медицинской психологии в Колумбийском университете штата Нью-Йорк (США); в 1932 г. получил должность профессора в Медицинском колледже Лонг-Айленда (в том же штате), там же основал местную кафедру медицинской психологии.

 

БИОГРАФИЯ
 

Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 года в местечке Рудольфсхайм близ Вены (ныне пятнадцатый район Вены, Австрия), в доме по адресу: Мариахильфештрасе 208. Отец психолога, коммерсант Леопольд Адлер, в молодости переехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном.
Альфред – третий из шести детей малообеспеченного еврейского семейства. Его детские и юношеские годы прошли в венских районах Леопольдштадт и Вэринг.
Адлеру выпало трудное и несчастливое детство. Сам психолог описывал его как пору детской ревности и неуверенности, потерь и лишений, страхов и постоянной борьбы с физической слабостью и различными недомоганиями. Он тяжело переживал рождение младшего брата как фатальный момент утраты материнской любви и нежности. Когда же будущему психотерапевту исполнилось три года, младший брат скончался в постели, стоявшей рядом с его кроватью. В ранние годы Адлера постоянно окружали болезни и смерть, его детские воспоминания были омрачены сценами похорон. В пять лет он сам заболел тяжелой формой пневмонии и оказался на пороге смерти.  Cвое желание стать врачом уже в зрелые годы Адлер связывал с этим болезненным опытом. Позднее он дважды едва избежал перспективы быть убитым в уличных происшествиях.
1879 – 1880. Учеба в Леопольдштадтской реальной гимназии и Шперль-гимназии, с 1880 года – в Хернальзерской гимназии. В 1888 г. Альфред Адлер получил аттестат зрелости.
По его собственным воспоминаниям, в первых классах школы Адлер учился весьма посредственно. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Учитель посоветовал его отцу забрать сына из школы и отдать в ученики к сапожнику, так как он, видимо, не способен ни на что другое. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Альфред стал лучшим учеником по математике в классе. Адлер рано приобрел особое расположение отца и оставался его любимцем  в течение всего детства.
В его личностном становлении значительную роль сыграл один эпизод из школьного периода. По дороге в школу Адлеру  приходилось идти мимо кладбища. Его одолевал страх, и возникала неприятная мысль, что он – трус, не такой смелый, как другие его товарищи. Однажды он отстал от ребят и один дюжину раз пробежал через кладбище, пока не поборол свой страх. Самое интересное в этой истории то, что за «кладбищенским забором», на самом деле, никакого кладбища не было. Но об этом Адлер узнал только несколько лет спустя. Он и его приятели принимали за кладбище заброшенный двор. Данный случай Адлер позднее упоминал в качестве иллюстрации своего тезиса о том, что важным является не сам по себе жизненный факт, а то, как его оценивает человек.
В 1888 г. Адлер поступил на медицинский факультет Венского университета, бывший в то время одним из ведущих медицинских центров Европы. В 1890-е гг. столица Австрии отличалась не только яркой художественной и театральной жизнью, но и бурной политической активностью молодежи, в связи с чем её называли «красной Веной». В студенческие годы Адлер погрузился в вопросы политики и увлёкся учением К. Маркса.
http://psydon.ru/userfiles/adler%20soldier.jpg1889 – 1890. Адлер состоял в Австрийском студенческом союзе, а после его роспуска стал членом студенческого общества «Veritas».
1892. Прошёл годичную военную службу (половину срока)  в австро-венгерской армии в качестве добровольца.
1893. Адлер – один из организаторов студенческого объединения «Свободный союз» («Freie Vereinigung»).
В 1895 г. он окончил обучение на медицинском факультете Венского университета и получил степень доктора медицины. Прошел практику в Венской поликлинике.
В том же году Адлер примыкает к социал-демократическому движению и на протяжении ряда лет активно участвует в нем. Он проповедует идеи солидарности и равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. Социалистическая ориентация и увлечение марксизмом оказывают значительное влияние на его мировоззрение и способствуют формированию склонности к активной общественной деятельности.
На одном из митингов Адлер знакомится со студенткой-социалисткой из России Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая становится его подругой и единомышленницей, а затем и женой.
1896. Отбывание воинской повинности (второй части срока службы) в Пресбурге, бывшем тогда венгерским городом. Альфред Адлер – ассистент заместителя главного врача.
1897. Первая публикация в пролетарской газете под псевдонимом «Алладин». Участие в Международном конгрессе врачей в Москве.
Декабрь 1897. Адлер, находясь в Москве, женится  на Раисе Тимофеевне Эпштейн.
1898. Адлер становится председателем студенческого общества «Свободный союз».
1899. Адлер с семьёй переезжает на новую квартиру, располагающуюся по адресу: Wien II, Czerningasse 7. Начало занятий практической медицинской деятельностью.
Первоначально Адлер специализировался в области офтальмологии, работая в захудалой части Вены с наиболее незащищенными и бедными слоями населения. Постепенно его профессиональные интересы сместились в сферу неврологии и психиатрии; учёный обратился к вопросам адаптации. После прохождения практики по общей медицине, он стал психиатром.
В 1898 г. Адлер публикует свою первую книгу «Учебник здоровья для портных»Gesundheitsbuch für das Schneidergewerbe»). Он отмечает определенный риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда. Уже в этой работе будущий создатель индивидуальной психологии формулирует ключевой постулат своей теории: следует рассматривать человека не изолированно, а во взаимодействии с окружающей его социальной средой.
1901 г. Адлер выступил в венской печати с положительной рецензией на новаторскую книгу Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». Раньше Фрейд и Адлер не были знакомы. Фрейд, глубоко тронутый поддержкой и смелой защитой молодым и перспективным психиатром его работы, прислал Адлеру письмо с благодарностью, а также с приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по вопросам развития и популяризации психоанализа.
В 1902 г. Адлер примкнул к венскому кружку Фрейда, получившему условное название «Общество психологических сред»; здесь он приобрёл значительный авторитет и в силу независимости своих научных взглядов вскоре стал выступать в роли потенциального антилидера. Адлер, будучи натурой харизматичной, не желал мириться с позицией чьего-либо апологета и вассала и нередко, к огорчению и неуклонно нараставшему неудовольствию Фрейда, высказывал суждения, расходившиеся с доктриной патриарха психоанализа. Это с каждым годом всё больше обостряло противоречия в их отношениях, и к взаимному уважению постепенно примешивались напряжение и отчуждение. В частности, Адлер последовательно развенчивал фрейдистский тезис об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики, всё больше фокусируюсь на мотиве власти, чувстве неполноценности, механизмах компенсации / сверхкомпенсации и стремлении к превосходству.
1902 – 1904. Адлер пишет первые работы по социальной медицине.
1903. Принят в «Общество врачей».
1904. Опубликована статья «Врач как воспитатель», в которой Адлер фактически предвосхитил многие положения гуманистической психологии и педагогики. Переход из иудейской веры в евангелическую.
1905. Рождение сына Курта, который впоследствии стал психологом и психиатром, продолжил дело отца и в течение 45 лет возглавлял Институт Альфреда Адлера в Нью-Йорке.
В 1907 г. Адлер впервые обобщил и системно изложил свои оригинальные взгляды на формирование и развитие человеческой психики в этапной работе «Исследование неполноценности органов» («Studie über die Minderwertigkeit von Organen»); публикация этого труда вызвала негативный отклик Фрейда и наиболее ярых его сторонников. Впрочем, до открытого конфликта пока далеко, в настоящей опале Адлер окажется через несколько лет. Он отстаивает собственные концепции комплекса неполноценности и мужского протеста как продуктивные научные альтернативы фрейдовской теории «Эдипова комплекса» (или «Эдипального конфликта»). Адлер утверждает, что функционирование психики не может быть сведено к действию одной главенствующей группы факторов (сексуальных влечений). Теории сексуальности он противопоставляет собственное учение о стремлении к власти и доминированию (во многих пунктах представляющее собой психоаналитическое переложение ницшеанской «Воли к власти») и заявляет, что психоанализ в своем поступательном развитии не должен быть ограничен только одним методом или подходом. В ответ на эти аргументы Фрейд достаточно резко высказывается о «своеволии отдельных психоаналитиков».
1910. Адлер подготовил к печати статью «Психическое лечение невралгии троичного нерва», в которой вывел «основной психологический закон о диалектическом превращении органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности во внутреннее стремление к компенсации и сверхкомпенсации». Открытие этого закона стало одним из главных научных достижений Альфреда Адлера.
В 1910 г. назревает первый крупный конфликт между Адлером с Фрейдом: во время II-ого Международного психоаналитического конгресса в Нюрнберге по настоянию Фрейда его любимый ученик Шандор Ференчи внес предложение в обязательном порядке направлять все научные статьи на проверку К.Г.Юнгу, которого Фрейд считал «кронпринцем» психоанализа и своим преемником. Адлер усмотрел в этом предложении очевидное ущемление свободы мысли и выразил бурный протест.
Однако в том же году (12 октября 1910 г.), несмотря на возрастающее напряжение и обостряющиеся противоречия в отношениях с З.Фрейдом, Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества и, вместе с другим опальным членом объединения Вильгельмом Штекелем, ответственным соредактором журнала «Вестник психоанализа» («Zentralblatt für Psychoanalyse»). Вероятно, со стороны Фрейда это была уступка или попытка компромисса. К концу года давние споры Фрейда и Адлера переросли в открытое противостояние. Ещё в ноябре Фрейд в письме к Юнгу охарактеризовал Адлера, как «вполне приличного и очень умного человека», однако уже через месяц резко раскритиковал адлеровские «невнятные» теории, а их автора объявил «параноиком». В очередной раз камнем преткновения стало фрейдовское учение о сексуальности (сексуальной этиологии неврозов) и так наз. Эдиповом комплексе. «Суть дела – и это меня действительно тревожит – в том, что он сводит на нет сексуальное влечение, и наши оппоненты вскоре смогут говорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться», – писал Фрейд Юнгу. Считая причиной паранойи подавленные гомосексуальные чувства, Фрейд нередко называл своих оппонентов параноиками. Он подверг ретроспективному анализу отношения с Вильгельмом Флиссом, дружеская симпатия к которому сменилась враждебностью и неприязнью, и пришёл к выводу, что в случае с Адлером повторилась та же бессознательная динамика. Конфликт с Адлером Фрейд расценил как «маленький рецидив Флисса». Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «из-за неё открываются старые раны, полученные от Флисса».
http://psydon.ru/userfiles/image/articles/adler%20a%202.png8 февраля 1911 г. на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд пошёл на открытые и резкие выпады против Адлера и заявил, что его взгляды в научном отношении несостоятельны. В ответ на эти нападки Альфред Адлер и вице-президент Штеклер, являвшийся его сторонником, сложили с себя полномочия.
В июне 1911 г. Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся в обществе последователи Адлера были поставлены перед необходимостью сделать выбор и примкнуть к одному из двух противоборствующих лагерей. Вместе с Адлером Венское общество покинули десять его членов. Сплотившись вокруг нового лидера, они создали во главе с ним собственное объединение – «Общество свободного психоанализа» («Verein für Freie Psychoanalyse»), через год переименованное в «Ассоциацию индивидуальной психологии». Фрейд в своём письме Юнгу так отозвался об этом событии: «Я очень рад, что наконец-то избавился от банды Адлера». По решению Фрейда, которое впоследствии неукоснительно исполнялось, между членами психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускались какие-либо контакты.
Свои принципиальные расхождения с Фрейдом, Адлер первоначально сформулировал в четырех сообщениях, адресованных психоаналитическому сообществу и объединенных под общим заголовком «Критика фрейдовской теории сексуальности» (1911). Это был едва ли не первый в истории глубинной психологии случай последовательной научной ревизии психоаналитического учения (его классической версии).
Адлер и Фрейд расходились также во взглядах на социальную и политическую роль психологии и психоанализа. Фрейд настаивал на том, что психоаналитическое сообщество должно оставаться аполитичным или, по крайней мере, политически сдержанным и нейтральным. С его точки зрения, участие психоаналитиков в политических процессах и движениях могло навредить психоанализу. В противоположность Фрейду, Адлер и большинство его сторонников были социал-демократами. Адлер публиковал статьи в периодических изданиях социалистов, общался с российскими революционерами-эмигрантами, в частности с Л.Троцким и А.Иоффе, и принимал их в своем доме.
Последовательные фрейдисты, обсуждая причины разрыва отношений между Фрейдом и Адлером и раскола в психоаналитическом движении, сходятся в предубежденном мнении: Адлер отличался болезненным честолюбием и однобоким мышлением, что и обусловило непримиримый конфликт (заметим, то же самое можно сказать и о Фрейде). Спор двух патриархов глубинной психологии напоминал перетягивание каната. Фрейдистскую точку зрения выразил биограф Фрейда Ф. Виттельс, который, называя Адлера «на редкость умным человеком», отмечал, что тот «пожинает плоды дешевой славы», стремясь объяснить психоанализ профанам на языке «здравого смысла» и тем самым, по сути дела, игнорирует глубочайшую проблематичность этого «здравого смысла», который необходимо истолковывать, исходя из бессознательных механизмов. В книге «Фрейд: его личность, учение и школа» Виттельс утверждал: «Адлер был одним из значительнейших учеников Фрейда. У него был лишь один недостаток – он не умел анализировать. Факты бессознательного были ему мало доступны. (...) Я не думаю, что Адлеру не хватало таланта. Он просто не хотел, а потому и не мог анализировать. Он застрял на одной единственной идее, которая казалась ему достаточно ценной, чтобы долгие годы растить и разрабатывать её. Идея эта была заимствована у Ницше: воля к могуществу». Согласно адлерианской точке зрения, протестная реакция, отделение и уход «банды Адлера» закономерны, ибо спровоцированы деспотизмом Фрейда и ограниченностью его доктрины. Так или иначе, ссора двух ученых оказалась плодотворной для дальнейшего развития психоанализа, который в противном случае остался бы узко трактуемой безальтернативной теорией и постепенно бы переродился в набор «неопровержимых» догматов веры.
1912. В Мюнхене в издательстве «Verlag Reinhardt» начинается выпуск серии «Записки Общества свободного психоанализа» (Schriften des Vereins für Freie Psychoanalyse).http://psydon.ru/userfiles/adler%20book.jpg
В 1912 г. Адлер опубликовал этапную работу «О нервозном характере»Über den nervösen Charakter»), в которой обобщил собственные научные воззрения. Основная тема этой книги – социальная природа невроза. Согласно Адлеру, судьба невротика в значительной мере определяется тем обстоятельством, что он рос в ситуации неуверенности, вследствии чего доминирующим фактором его поведения стало стремление к безопасности. Адлер определил невроз как «попытку через внутреннее сопротивление уклониться от всякого принуждения со стороны общества» и пришёл к выводу, что суть невротического поведения может быть выражена лаконичной вербальной формулой: «Да... – но!».
Тремя годами позже (1915), опираясь на эту работу, Адлер попытался получить доцентуру в Венском университете. Однако его книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом. Последний настаивал на том, что данный труд следует отнести скорее к философии, но никак не к медицине. Адлер не получил разрешения преподавать на медицинском факультете; встретив столь жесткую реакцию официальной (ортодоксальной) психиатрии, он стал прилагать немалые усилия для популяризации своего учения и в течение многих лет интенсивно и артистично читал лекции в различных учреждениях высшего образования. Опубликованная им позднее книга «Menschenkenntnis» («Человекознание» или «Понимание природы человека», 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.
С 1912 г. Адлер широко применял термин «индивидуальная психология» для обозначения созданного им направления. Главную задачу своей школы он видел в преодолении одномерных и редуцированных научных представлений о личности. Отмечая, что «при рассмотрении психологических теорий и учений в большинстве из них обнаруживается своеобразная ограниченность, когда встает вопрос об области их применения и средствах познания», Адлер стремился создать интегративную теорию, позволяющую понять и описать индивидуальность как нерасторжимую и уникальную целостность, во внутреннем единстве её психической жизни.
1912 – 1914. Адлер устанавливает тесные и плодотворные контакты с психиатрами и психологами ряда европейских стран, в том числе и России; в российском журнале «Психотерапия» публикуются первые переводы его статей на русский язык.
1913. Организация и проведение в Вене конференции по вопросам психопатологии.
В 1914 г. Адлер вместе в Карлом Фуртмюллером основал «Журнал индивидуальной психологии»Zeitschrift für Individualpsychologie»). Однако вскоре выпуск этого периодического издания был приостановлен из-за начала Первой мировой войны. В том же году опубликована написанная в соавторстве с Фуртмюллером работа «Исцелять и воспитывать»Heilen und Bilden»).
В 1916 г. Адлер поступил на службу в австрийскую армию. В течение этого и следующего года он служил военным врачом на русском фронте.
http://psydon.ru/userfiles/alfred%20adler%281%29.jpg1917. Военная служба в гарнизонном госпитале № 9 в Кракове. Вернувшись с фронта, Адлер возглавил военный госпиталь Гринцинг в XIX районе Вены.
Занимаясь лечением военных неврозов, Адлер сформулировал собственную концепцию о глубинных психологических корнях и предпосылках войны, маскируемых идеологией. Иррациональное стремление убивать и разрушать обусловлено не классовыми и государственными интересами, но чувством неполноценности и недоразвитием социального чувства. Эта ущербность массовой личности может быть преодолена, по Адлеру, лишь благодаря специальной системе воспитания, которая должна помочь семье, школе и обществу сформировать психологически здоровую личность.
1917. Опубликованы статьи «Невротическая конституция», «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Проблемы гомосексуальности».
1918. Адлер выступает в Цюрихе с докладом о Ф.М. Достоевском.
По окончании Первой мировой войны Адлер посвящает себя вопросам педагогики; он подвергает резкой критике систему австрийского школьного образования и разрабатывает собственную модель воспитания и обучения.
1918 – 1919. По инициативе Адлера открыт первый консультационный пункт по проблемам воспитания в так называемом «Народном доме» («Volksheim») в XV районе Вены. Опубликована работа «Другая сторона» («Die andere Seite»), в которой Адлер защищает «маленького человека» от навязывания ему коллективной вины.
В 1919 г. при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. К 1928 г. в Вене было уже около тридцати подобных клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила широкую международную известность. Аналогичные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, несколько позже – в США (где они продолжают функционировать и в настоящее время в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе). Врач адлеровской клиники был призван не только лечить, но и воспитывать, просвещать и практически разрешать социальные конфликты. В адлеровских клиниках проводились совместные консультации детей, родителей и учителей в присутствии большой аудитории. Консультации должны были показать ребенку, что взрослые всерьез интересуются им, что волнующие его проблемы встречают понимание и являются общественно-значимыми.
1919 – 1920. После революции Адлер вступил в «Совет рабочих», где был задействован в двух организациях. Однако спустя полгода он оставляет работу в Совете.
В 1920-е гг. Адлер принимал активное участие в реформе образования, проводимой первым правительством австрийской республики. С 1920 г. он был преподавателем школы подготовки учителей под эгидой общества «Друзья детей – Свободная школа» в Шёнбрунне. Вплоть до 1934 г. выступал с докладами в Венских народных вечерних университетах и консультационных пунктах, специализирующихся на проблемах воспитания.
1920. Опубликована наиболее известная и фундаметальная работа «Практика и теория индивидуальной психологии» («Praxis und Theorie der Individualpsychologie»), содержащая последовательное, систематизированное изложение основопологающих идей и постулатов учения А.Адлера.
Декабрь 1922. Состоялся I-й Международный конгресс по индивидуальной психологии в Мюнхене.
В 1923 г. возобновлена прерванная войной публикация журнала школы А.Адлера под новым названием – «Международный журнал индивидуальной психологии» («Internationale Zeitschrift für Individualpsychologie»). Участие в Оксфордском психологическом конгрессе (Великобритания).
В 1924 г. Адлер основал «Международную ассоциацию индивидуальной психологии», призванную содействовать распространению и популяризации его идей. С 1924 г. Альфред Адлер – преподаватель вечерних курсов в Венском Педагогическом институте. Начало путешествий с лекциями, клиническими демонстрациями и докладами по странам Европы.
1925. II-й Международный конгресс по индивидуальной психологии в Берлине.
1926. III-й Международный конгресс по индивидуальной психологии в Дюссельдорфе. Адлер получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. Первое путешествие по США.
С 1926 по 1935 гг. Адлер был членом Австро-Американского общества.
1927. Опубликована работа «Menschenkenntnis» (в русском переводе «Познать природу человека»). Состоялся IV-й Международный конгресс по индивидуальной психологии в Вене. Построено временное лечебное помещение для будущей индивидуально-психологической поликлиники (Мариахильфская поликлиника).
С 1927 по 1929 гг. Адлер выступает с лекциями и докладами в рамках Американской медицинской ассоциации Вены (American Medical Association of Vienna).
В 1929 г. Адлер вновь совершил поездку в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Став заведующим кафедрой медицинской психологии Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.
1929 – 1931. Одна за другой выходят в свет работы Адлера на английском языке: «Проблемы человеческой природы» («Problems of Human Nature», 1929); «Наука жить» («The Science of Living», 1929); «Стиль жизни» («The Pattern of Life», 1930), «Что жизнь может значить для тебя» («What life should mean to you», 1931). Его известность и популярность в широких научных кругах стремительно возрастают.
1930. В связи с 60-летним юбилеем Адлер удостоен звания «Почётного гражданина Вены». Опубликован посвященный ему сборник «Самовоспитание характера. К 60-летию Альфреда Адлера» («Selbsterziehung des Charakters. Alfred Adler zum 60. Geburtstag gewidmet»). Состоялся V-й Международный конгресс по индивидуальной психологии в Берлине.
1931. О.Шпиль и Ф.Бирнбаум основали первую экспериментальную школу, обучение в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Школа приобрела широкую известность; была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 г. и возобновила свою работу по окончанию Второй мировой войны в 1946 г.

 

http://psydon.ru/userfiles/adler%204%282%29.jpg

 

Иммиграционная карточка Альфреда Адлера

 

В 1932 г. Адлер окончательно обосновался в США и получил должность профессора в Медицинском колледже Лонг-Айленда (ныне Южный медицинский центр при Государственном университете штата Нью-Йорк). Незалого до переезда в Америку им проведены летние школы по индивидуальной психологии в Земмеринге и Вене.
С приходом к власти нацистов в 1933 г. последователи Адлера в Германии стали подвергаться репрессиям и были вынуждены эмигрировать. Недавний специалист в области индивидуальной психологии М. Геринг в качестве уполномоченного рейхом начал реорганизацию немецкой психотерапии в соответствии с политикой Третьего рейха. Рост фашистских настроений, а затем и аншлюс Австрии Германией (1938) привели к свертыванию воспитательных программ, построенных в либеральном духе. Уже в 1936 году все адлеровские клиники и экспериментальные школы были ликвидированы.  Труды адлеровской школы включены в списки запрещённой Рейхом литературы. В 1939 г. прекратила свою деятельность «Международная ассоциация индивидуальной психологии»;  нацистами был закрыт «Международный журнал индивидуальной психологии» (его издание возобновилась по окончанию Второй мировой войны в 1946 г.).
В 1935 г. вслед за Адлером в Нью-Йорк после длительных колебаний переселились его жена Раиса и дети Курт и Александра. Дочь Адлера Валентина и её муж, решившие искать убежище от нацизма в СССР, погибли в сталинских лагерях. Последние годы жизни Альфреда Адлера были омрачены тревогой за судьбу дочери и отсутствием каких-либо известий от неё.
В 1936 г. при университете штата Джорджия (США) основан «Журнал индивидуальной психологии» («Journal of Individual Psychology»), ставший основным печатным органом Северо-Американского общества адлерианской психологии и психотерапии.
Вплоть до самой смерти Адлер активно занимался преподаванием, артистично выступая с лекциями и клиническими демонстрациями в различных высших учебных заведениях Америки и Европы. Переселившись в США, он постепенно отошёл от научно-исследовательской работы в сторону пропагандистской и просветительской деятельности. Стремясь расширить свою аудиторию и выступая в роли популяризатора индивидуальной психологии, Адлер намерено упрощал проблематику собственного учения, нередко сбиваясь на проповедь. На упреки в упрощении, он отвечал: «Я потратил 40 лет, чтобы сделать мою психологию понятной. Я мог бы сделать ее еще более простой, сказав, что все неврозы – от тщеславия. Но и это могло бы оказаться слишком сложным для понимания многих».
Неутомимый оратор, во время своего последнего лекционного турне по Европе Адлер побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. В апреле 1937 г., после лекции в Голландии, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 г., приехав в Абердин (Шотландия) для чтения цикла лекций, Альфред Адлер неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. Там же он и был похоронен.

 

http://psydon.ru/userfiles/adler.jpg

АЛЬФРЕД АДЛЕР, 1870 – 1937:
хроника событий после смерти

 

1946. В Вене возрождается ликвидированное нацистами «Общество индивидуальной психологии». Оскар Шпиль предпринимает попытку заново осуществить адлеровский индивидуально-психологический эксперимент в школе по адресу: Schwenglerstraße, Wien 15. Bezirk.
1948.
По инициативе Курта и Александры Адлер основаны Нью-Йоркский институт Альфреда Адлера (The Alfred Adler Institute of New York) и Адлеровский Центр психического здоровья (The Alfred Adler Center for Mental Health). Институт специализируется на подготовке психоаналититков, психотерапевтов и консультантов по вопросам психического здоровья, семьи и брака. Центр, первоначально названный Клиника психической гигиены, является некоммерческим лечебным учреждением, оказывающим психотерапевтическую помощь различным категориям населения согласно принципам индивидуальной психологии. Психотерапевтами и консультантами в Центре работают выпускники Нью-Йоркского института Альфреда Адлера. При лечении пациентов применяются индивидуальная и групповая психотерапия, семейная терапия, психотерапия детей и подростков, психологическое консультирование супружеских пар и родителей.http://psydon.ru/userfiles/adler%207.jpg
1952. Р. Дрейкурсом в Чикаго основана Адлерианская школа профессиональной психологии (The Adlerian School of Professional Psychology) – американское образовательное учреждение, обеспечивающее подготовку специалистов в области индивидуальной психологии и смежных дисциплин. Под руководством того же Дрейкурса группой энтузиастов создано Северо-Американское общество адлерианской психологии (The North American Society of Adlerian Psychology) – профессиональное объединение привеженцев индивидуальной психологии, работающих в разных социальных сферах в США и Канаде.
Организованы Адлерианское общество Великобритании (позднее переименованное в Адлерианское общество Соединённого Королевства / The Adlerian Society of the United Kingdom) и британский Институт индивидуальной психологии (Institute for Individual Psychology). С 1996 г. Общество выпускает собственный Ежегодник.
1956. Установлена мемориальная доска на доме, в котором родился Альфред Адлер.
1979. В штате Аризона (США) зарегистрирована общественная организация Адлерианское общество Аризоны (The Adlerian Society of Arizona).

1980. Психотерапевтами и педагогами Оттавы и Карлтона (Канада) организован Адлерианский Центр консультирования и образования (The Adlerian Center for Counselling and Education) – объединение канадских специалистов и сторонников индивидуальной психологии.

 

Летопись жизни Альфреда Адлера подготовил Ф.Р. Филатов.

 

http://psydon.ru/userfiles/adler%20in%20berlin.jpg

Адлер на лекции в Берлине

 


 

Официальный сайт американских последователей Альфреда Адлера:

http://www.Adlerian.us

 


 

Семья Альфреда Адлера

http://psydon.ru/userfiles/Adler%20family.jpg

Раиса Адлер-Эпштейн с детьми (1914)

 

Двое из четверых детей Альфреда Адлера, Александра и Курт, стали, как и отец,
психотерапевтами и внесли значительный вклад в развитие индивидуальной психологии.
 

http://psydon.ru/userfiles/adler%20kurt%20&%20alexandra.jpg
 

Альфред Адлер с сыном Куртом и дочерью Александрой

(Калифорния, 1936)

 

http://psydon.ru/userfiles/Adler%20Alexandra.jpghttp://psydon.ru/userfiles/Adler%20Kurt.jpg

Александра Адлер                                       Курт Адлер

 


 

АЛЬФРЕД АДЛЕР: БИБЛИОГРАФИЯ

 


 

Альфред Адлер "МОТИВ ВЛАСТИ"

 


 

Альфред Адлер "СНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ" (1913)

 


 

Альфред Адлер "ДОСТОЕВСКИЙ" (1918)

 


 

Альфред Адлер

"ПРАКТИКА И ТЕОРИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ" (1920)

 


 

Альфред Адлер

"ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
как путь к познанию и самопознанию человека" (1926)

 


 

Альфред Адлер "НАУКА ЖИТЬ" (1930)

 


 

Альфред Адлер "ТЕХНИКА ЛЕЧЕНИЯ" (1932)

 


 

Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен

"ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ"
Глава 5. Альфред Адлер и индивидуальная психология

 


 

Л. Хьелл, Д. Зиглер "ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ"
Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления:
Альфред Адлер и Карл Густав Юнг