Австрийский закон о психотерапии

articles: eap.jpg

Европейская ассоциация психотерапии
The European Association
of Psychotherapy (EAP)

 
Национальный закон
о психотерапии


АВСТРИЯ, 1990

Стандартная форма, версия 2009 г.

 

Раздел 1. Определение профессии

 

A. Занятие психотерапией должно представлять собой:
1) исчерпывающее, продуманное и спланированное лечение или терапевтическое вмешательство (therapeutic intervention),
2) основанное на общем или специализированном изучении расстройств поведения и дисфункциональных состояний (disturbances of behaviour and states of disordered condition) или, шире, личностных нужд и проблем развития,
3) посредством научных психотерапевтических методов,
4) во взаимодействии между одним или несколькими субъектами, проходящими лечение, и одним или несколькими специалистами (психотерапевтами),
5) с целью смягчения или устранения выявленных симптомов, преобразования патогенных паттернов поведения и отношений (disturbed patterns of behaviour and attitudes), поддержания процессов развития и достижения проходящей лечение личностью зрелости, здоровья и благополучия.

B. Самостоятельное занятие психотерапией должно заключаться в обеспечении деятельности, описанной в параграфе A, практическим инструментарием (что входит в индивидуальную ответственность психотерапевта, безотносительно, является ли эта деятельность его частным предприятием или включена в рамки уже сложившейся профессиональной структуры).

 

Раздел 2. Требования к обучению и тренингу

 

Самостоятельное занятие психотерапией требует освоения подготовительных и специализированных учебных программ, включающих как теоретические, так и практические компоненты.

(1)   Базовое обучение психотерапии

1a. Теоретический компонент по длительности обучения составляет, как минимум, 750 учебных часов и должен включать:

– основы (базовые принципы) психотерапии, теорий личности, общей психологии и психологии развития, реабилитации, психологической диагностики и психосоциального вмешательства (intervention);

– основы (базовые принципы) соматологии и медицины;

– базовые методологические принципы научного исследования;

– знание этических норм профессии;

– знание социально-приемлемых форм и законных оснований профессии.

1b. Практический компонент по длительности обучения составляет, как минимум, 550 часов тренинга и должен включать:

– собственный опыт психотерапии (self-experience) в индивидуальной или групповой форме;

– практический опыт в сфере здоровья или психосоциального взаимодействия, с профессиональным сопровождением, инструктированием и супервизией;

– посещение практических занятий в режиме супервизии.

(2)   Продвинутый уровень обучения психотерапии

2a. Теоретический компонент по длительности обучения составляет, как минимум, 300 учебных часов и охватывает следующие специальные темы:

– теории нормального и патологического развития личности;

– методы и техника [психотерапии];

– теории личности и социального взаимодействия;

– углубленное ознакомление с психотерапевтической литературой (первоисточниками).

2b. Практический компонент по длительности обучения составляет, как минимум, 1600 часов тренинга и охватывает следующие специальные темы, включая, как минимум 100 часов обучения в приоритетной области, в зависимости от выбранной специализации и ее специфических методов:

– собственный опыт психотерапии (self-experience) в индивидуальной или групповой форме (по выбранной модальности);

– ознакомление, путем наблюдения и содействия, с лицами, страдающими от различных нарушений поведения и психических расстройств, в различных реабилитационных или психосоциальных центрах;

– посещение практических занятий в режиме супервизии;

– подготовка собственного психотерапевтического случая работы с пациентом, страдающим от поведенческих или личностных расстройств, под наблюдением опытного специалиста (супервизора).

По окончании такого тренинга обучающийся должен быть способен продемонстрировать соответствующие компетенции в рамках профессии.

(3)   Требования (показания) к началу психотерапевтического тренинга

3a. Только те лица могут начать базовое обучение психотерапии, кто:

– имеют соответствующие социальные, образовательные и вербальные способности и соответствующий легальный статус;

– имеют диплом об окончании высшей школы, полученный на родине или за рубежом.

3b. Только те лица могут начать обучение психотерапии на «продвинутой» ступени, кто:

– имеют соответствующие социальные, образовательные и вербальные способности и соответствующий легальный статус;

– успешно прошли базовое (подготовительное) обучение психотерапии, согласно пункту (1) Раздела 2.

 

Раздел 3. Признанные модальности

 

Психотерапевтические модальности, включенные в нижеследующий перечень, являются официально признанными:

психоаналитические / психодинамические модальности;
– модальности поведенческой и когнитивной психотерапии;
– модальности системной семейной психотерапии;
– модальности гуманистической психотерапии;
гипнотерапевтические модальности;
– модальности телесно-ориентированной психотерапии;
– модальности релаксационной психотерапии;
– модальности интегративной психотерапии.
 

Раздел 4. Сертификация

 

Завершение предварительного и специального обучения психотерапии должно быть подтверждено сертификатами, которые должны включать в себя оценку достижений по всем учебным дисциплинам и предметам, в соответствии с перечнем, приведённым в Разделе 2 (см. выше).
 

Раздел 5. Профессиональная квалификация
 

(1)   Лица, уполномоченные практиковать психотерапию самостоятельно, получают профессиональную квалификацию «Психотерапевт».

(2)   Любая другая квалификация не даёт кому-либо законных оснований претендовать на самостоятельное и профессиональное занятие психотерапией.

 

Раздел 6. Регистрация

 

Должен быть утверждён обязательный официальный Реестр – список лиц, уполномоченных (имеющих право) самостоятельно практиковать психотерапию.
Психотерапевты должны подать заявку на включение в Реестр и представить на рассмотрение все требующиеся доказательства их квалификации, прежде чем начать самостоятельно практиковать психотерапию.

Реестр может быть запрошен и проверен всеми заинтересованными лицами и призван выполнять следующие функции:
1.      предоставление потребителям адекватной информации о психотерапевтах;
2.      контроль качества психотерапевтических услуг.
 

Раздел 7. Занятие психотерапией

 

(1) Необходимые условия (предпосылки) психотерапевтической практики
Только те лица уполномочены практиковать психотерапию самостоятельно, кто:
1. успешно завершил подготовительное и специализированное обучение психотерапии;
2. имеет к этому соответствующие юридические основания;
3. занимается практикой согласно этическим нормам и принципам этой профессии;
4. был включен в официальный Реестр Психотерапевтов.

(2) Профессиональные обязанности психотерапевтов
1. Психотерапевты должны заниматься профессиональной деятельностью, максимально используя свои знания, в соответствии с этическими нормами профессии, продолжая соответствующим образом профессионально развиваться и уделяя должное внимание развитию научных изысканий посредством регулярного участия в конференциях и тренингах, как на родине, так и за рубежом.
2. Психотерапевты могут осуществлять свою профессиональную деятельность только с согласия (одобрения) лица, проходящего терапию, или его/её законного представителя, а также в соответствии с этическими нормами профессии.
3. Психотерапевты обязаны предоставлять лицу, проходящему терапию, или его/её законному представителю всю полноту информации о лечении, включая его тип, диапазон применимости и стоимость.
4. Психотерапевты, решившие прекратить или приостановить свою профессиональную деятельность, обязаны заблаговременно проинформировать об этом лицо, проходящее терапию, или его/её законного представителя, так чтобы он/она имел возможность продолжить лечение без прерывания терапевтического процесса.

(3)   Обязательство по конфиденциальности
Психотерапевты, также как и их обслуживающий персонал, обязаны сохранять конфиденциальность и не разглашать какую-либо секретную информацию, которая была разделена с ними или стала известна им в ходе профессиональной деятельности.

(4) Прекращение профессиональных полномочий
Профессиональные полномочия психотерапевта прекращаются
1.      по истечению срока (периода), на который они были признаны действительными;
2.      в случае если занятия психотерапией были прерваны на период, превышающий 5 лет.

 

Раздел 8. Совещательный орган (Совет)

 

Должен быть учрежден Совет по психотерапии с полномочиями руководящего органа, выдвигающий (рекомендующий) руководителей по всем направлениям деятельности и организационным вопросам, связанным с Законом о психотерапии.

 

Перевод с английского Ф.Р.Филатова

 

Template for a National Psychotherapy Law
Pritz & Colden, voted by EAP Board in Vienna on February 21, 2009


Английская версия / English version