Спецфакультет психокоррекции, глубинной психологии и психоанализа

Приглашаем всех желающих принять участие в образовательных программах

ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ, ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗУ

Образовательный проект "Психокоррекция, глубинная психология и психоанализ" был разработан в 2002 году под эгидой Ростовской психоаналитической ассоциации (РПА, ныне в составе ЕКПП-Россия) и факультета психологии Ростовского государственного университета (РГУ, ныне Академия психологии и педагогики ЮФУ). Проект реализуется при участии Ростовского отделения Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии (ЕКПП-Россия). Автором проекта и менеджером учебных программ Спецфакультета с 2002 года по настоящее время является кандидат психологических наук, доцент факультета психологии РГУ (ЮФУ) Филатов Филипп Робертович.
Образовательный проект "Психокоррекция, глубинная психология и психоанализ" призван обеспе­чивать комплексное и систематическое обучение студентов основам глубинной психо­логии, теоретического, клинического и прикладного психоанализа, а также различных направлений и школ психокоррекционной практики, как родственных, так и альтернативных психодинамической терапии. Про­грамма обучения преимущественно рассчитана на специали­стов «помогающих» профессий (психологи, психотерапевты, медики, социаль­ные работники и др.); обязательное условие обучения – наличие высшего образования в сфере психологии, педагогики, меди­цины, фи­лософии, социологии или др. гуманитарных наук. В образовательных мероприятиях могут также принимать участие студенты естественнонаучных и гуманитарных факультетов ВУЗов, начиная c 3-го курса обучения.
Зачисление по программе осуществляется по итогам предварительного собеседования и на основе личного письменного заявления.
Контакты: 8-928-901-95-40 (Филатов Филипп Робертович), 8-961-278-24-18 (Надежда); filatov_filipp@mail.ru.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Программа обучения базируется на современном понимании глубинной психоло­гии, согласно которому это сложное и многоплановое явление куль­туры не ограничивается рамками отдельной научной дисциплины, школы, под­хода или метода, и может одновременно рассматриваться как:
· система научных и философских идей, во многом предопределивших ха­рактер гуманитарного знания XX столетия;
· исследовательский подход, предполагающий признание действенности бессознательных факторов поведения и развития индивида и группы, и предлагающий специфические методы их изучения;
· устойчивая герменевтическая традиция, направленная на раскрытие глу­бинного (неосознаваемого) смысла психических и культурных фе­номенов;
· клиническая/психотерапевтическая практика, призванная компенсиро­вать глубинные эмоционально-волевые, поведенческие и личностные нарушения психогенной природы;
· первичная или исходная форма психотерапии и, шире, психологической помощи в ее современном (немедицинском) понимании.
· методология самопознания, самораскрытия и личностного роста. 
 
Основная цель проекта – обеспечение высокого академического уровня преподавания в сфере психокоррекции, глубинной психологии и психоанализа согласно международным образовательным стандартам; интеграция теоретических, методологических и практических знаний в рамках комплексных учебных занятий, проводимых как в лекционной (аудиторной), так и в активно-тренинговой форме.

Предлагаемая программа направлена на достижение следующих учебных задач:
1. Освоение студентами базовых знаний, навыков и технических приемов классического и современного психоанализа, а также других (альтернативных) школ психокоррекции, согласно международ­ным образовательным стандартам.
2.  Применение подходов и достижений различных школ глубинной психоло­гии и, шире, психокоррекционной практики для решения конкретных научно-практических и научно-исследовательских задач.
3. Организация и проведение постоянно действующих семинаров, конферен­ций, аналитических групп, мастер-классов и других образова­тельных ме­роприятий, посвященных проблемам и перспекти­вам совре­менного пси­хоанализа, с участием ведущих специалистов России и ми­рового психо­аналитического сообщества.
4.  Прохождение студентами курсов индивидуального и группового психо­ана­лиза для достижения внутриличностной стабилизации и гар­мо­низации межличностных отношений как базовых условий душевного здоро­вья и эффективной профессиональной деятельности.
5.  Включение студентов в аналитически-ориентированную психологиче­скую практику; обеспечение им профессиональной помощи, суперви­зии и со­провождения в работе по профилактике и коррекции глубин­ных наруше­ний психического здоровья и развития личности.
6.  Подготовка и публикация статей, методических пособий и других мате­риа­лов по вопросам развития глубинной психологии, психокоррекции и психоанали­тического образования в России.
7.  Сертификация специалистов согласно действующим образовательным стандартам.
 
Обучение включает освоение трех модулей:
Модуль 1. Введение в специальность. Теоретические ос­новы классиче­ского психоанализа и других школ глубинной психологии.
Модуль 2. Введение в аналити­чески-ориентированную психологическую практику. Прикладной психоанализ и клинические аспекты психокоррекцонной работы.
Модуль 3. Альтернативные психоанализу направления психотерапии, психокоррекции и психологической помощи.
 
По окончании курса студенты, успешно завершившие обучение,
получают свидетельство о повышении квалификации государственного образца.


Проводится также поэтапная сертификация: по итогам каждого года обучения
выдается сертификат с указанием дисциплины и количества учебных часов.
 
Образова­тельный процесс предполагает не только усвоение знаний, тео­ретических по­ложений и концепций, составляющих ядро психоаналитического учения и других направлений психокоррекции, но и выработку навыков аналитической и психокоррекционной работы в рамках практических занятий, прохождение индивидуальных аналитических сессий, групп самопо­знания и личностного роста.
Учащиеся, начинающие практическую деятель­ность согласно психоаналитическим (и/или другим) методикам, получают профессио­нальную помощь в форме индивидуальных и групповых супервизорских сес­сий.
Подготовка по проекту "Психокоррекция, глубинная психология и психоанализ" имеет преимущественно прикладную направленность и предполагает последующее примене­ние психоаналитической теории:
· в научной деятельности, при решении исследовательских задач;
· в преподавательской деятельности, при чтении лекций и проведении семинаров;
· в индивидуальной психологической практике, в целях профилактики и коррекции нарушений психического здоровья и разви­тия личности;
· в семейном консультировании и в семейной психотерапии, в целях гармонизации межличностных (детско-родительских, супружеских, межпоколенческих) взаимоотношений.
· в групповой тренинговой и психокоррекционной работе, в целях стабилизации и развития внутригрупповых отношений. 

По окончании обучения по программам выпускники демонстрируют знания:
·  теории, методологии и техники классического психоанализа Зигмунда Фрейда;
·  теории, методологии и техники других, альтернативных фрейдизму, школ глубинной  психологии и психодинамической терапии;
· истории становления психоанализа, различ­ных школ и направлений глубинной психологии; их современного состояния;
· основ неврозологии, психиатрии, клинической психологии, сексоло­гии, сексопатологии и др., указанных в программе, смежных дисцип­лин;
· основ патодиагностики, психоаналитической диагностики, классифика­ции психических нарушений и дисфункций;
· философских и социально-правовых оснований психотерапии и других форм психологической помощи;
· основных принципов психотерапии, индивидуальной психокоррекции, психологического консультирования, психотренинга и различных форм груп­повой работы;
· основных положений и методов одной из предложенных систем психокоррекции, альтернативных психоанализу (по выбору);
· теории и техники групповой аналитической работы. 

К окончанию обучения выпускники вырабатывают такие профессио­нально-значимые личностные качества, как:
·  способность к профессиональной рефлексии и самоанализу;
·   психологическая готовность к применению полученных знаний в усло­виях конкретной практической деятельности;
·  способность (и готовность) к аналитической работе с материалом индивидуального или группового бессознательного;
· способность реалистично оценивать собственные возможности и компе­тентность в конкретной сфере профессиональной деятельности и осуществ­лять ее рациональную организацию и планирование;
· умение находить социально приемлемые организационные формы прак­тического применения полученных знаний;
· открытость новому профессиональному опыту, готовность к дискуссии и обмену опытом в психологическом сообществе. 

По окончании обучения выпускники демонстрируют навыки и умения:
·  устанавливать позитивный и доверительный контакт с клиентом (рап­порт) и заключать договор об оказании аналитически ориентирован­ной психологической помощи (альянс);
·  проводить психоаналитическую диагностику, в том числе, первич­ное психоаналитическое интервью;
·  выбирать наиболее адекватные клиентскому запросу и эффективные методы индивидуаль­ной и групповой работы;
·  в процессе работы с клиентом или группой способствовать преодоле­нию психологического сопротивления и прояснению проблемной си­туации;
·  своевременно и гибко осуществлять аналитическую интервенцию;
·  оказывать эффективную психологическую поддержку клиентам, пережи­вающим психотравму и кризис;
·  формировать у клиентов устойчивый продуктивный контакт с бессозна­тельным (Самостью и другими глубинными структурами пси­хики);
·  развивать способность клиента активизировать внутриличностные ре­сурсы и самостоятельно разрешать психологические конфликты;
·  отслеживать и прорабатывать реакции «переноса – контрпереноса» в аналитическом процессе;
·  представлять случаи из аналитической практики для обсуждения на супервизорских и балинтовских группах (группах М.Балинта);


 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНЫХ РАБОТ

Основания допуска к защите выпускной работы:
·  представление итогового реферата (литобзора) и эссе;
·  участие в работе групп самопозна­ния и личностного роста;
·  документально подтвержденное прохождение психологической прак­тики в одной из предложен­ных реабилитационных служб города и об­ласти (на выбор);
·  практика первичного интервью: проведение не менее 5 сеансов первич­ного психоаналитического интервью, подтверждаемых доку­ментально (результаты обсуждаются и оцениваются ведущим кура­то­ром-супервизором);
·  описание и представление случая аналитически-ориентированной психо­логической помощи на супервизорской или баллинтовской группе;
·  прохождение курса индивидуальной аналитически-ориентированной психотерапии;
·  предъявление характеристики куратора-супервизора или научного руково­дителя.

Для допуска необходимо выполнение, как минимум, двух указанных пунктов.

Выпускная работа должна быть структурирована / оформлена согласно существующим стандартам и представлена в указанные сроки для прохождения рецензирования.

Основой выпускной работы может стать:
·  теоретический анализ научно-исследовательских и методологических проблем глубинной психологии, ее актуального состояния;
·  история становления психоаналитических идей и школ глубинной пси­хологии;
·  грамотно спланированное и корректно проведенное эмпирическое иссле­дование;
·  феноменологическое описание и анализ случая работы с клиентом или группой;
·  анализ результатов встроенного наблюдения за ребенком на определен­ной стадии его развития;
·  анализ результатов клинического наблюдения;
·  психоанализ социокультурных (культурно-исторических) явлений и за­кономерностей, феноменов обыденного / массового сознания, про­дуктов культуры и творчества.

БЛАГОДАРНОСТЬ

Мы выражаем почтение и благодарность нашим коллегам и предшественникам, внесшим свой вклад в развитие психоаналитического образования в Ростове-на-Дону и Южном регионе:
Татьяне Вениаминовне Алейниковой, Виктору Ивановичу Николаеву, Сергею Лаврентьевичу Ульяницкому.
 
Контакты: 8-928-901-95-40 (Филатов Филипп Робертович); filatov_filipp@mail.ru.


В оформлении страницы использована репродукция картины лорда Фредерика Лейтона (1830 – 1896) «Эдип и Сфинкс», 1864.