Выдающиеся психоаналитики

Зигмунд Фрейд
ФРЕЙД Зигмунд / Сигизмунд Шломо (Freud Sigmund, 1856 – 1939) – основатель психоанализа, великий австрийский психолог, психоневролог, невропатолог, психиатр, психотерапевт. Крупнейший мыслитель конца XIX – первой половины XX в.в., оказавший значительное влияние не только на психологию и психотерапию, но и на гуманитарные науки, искусство, литературу и культуру в целом. Организатор международного психоаналитического движения.

Доктор медицины (1881), профессор (1902). Доктор философии и права университета Кларка (Вустер, США, 1909). Фрейд был почетным членом Лондонского Общества психологических исследований (с 1911), Нидерландского Общества психиатрии и неврологии (с 1921), Швейцарского объединения психиатров (с 1926), Королевского медицинского общества (Великобритания, с 1935), Американской психиатрической ассоциации (с 1936), Американской психоаналитической ассоциации (с 1936), Королевской медико-психологической ассоциации (Великобритания, с 1936), Нью-Йоркского неврологического общества (с 1936), Французского психоаналитического общества (с 1936) и др. Почётный гражданин Вены (1924). Лауреат премии Гёте (Франкфурт-на-Майне, Германия, 1930). Выдвигался на Нобелевскую премию.

Признан одной из ключевых фигур в истории гуманитарной мысли XX в. и, шире, в новоевропейской истории; его теория завершает и одновременно децентрирует новоевропейскую (просвещенческую) картину мира с характерным для неё образом человека как самовластного субъекта рационального познания.

Родоначальник психотерапии в ее современном понимании, связавший эту, изначально клиническую дисциплину с широким спектром гуманитарных исследований, философией, социологией, культурной антропологией. Именно благодаря З.Фрейду, его ученикам и последователям, а также всем, кто вдохновлялся его идеями, как развивая их, так и полемизируя с ними, психотерапия сформировалась в XX столетии в качестве самостоятельной профессии на стыке психологии и медицины (психиатрии), с собственным категориальным и методологическим аппаратом.
С именем и трудами З.Фрейда ассоциируется одно из самых влиятельных течений западноевропейской гуманитарной мысли, получившее в отечественной психологической литературе и критике обозначение «фрейдизм» (более поздние модификации – «неофрейдизм» и «постфрейдизм»). Это течение  не только способствовало существенным теоретическим сдвигам, научным открытиям и инновациям в области методологии психологической помощи, но и стало мощным фактором социальных и социокультурных изменений.

Под влиянием идей Фрейда трансформировался образ человека в западноевропейской культуре, изменилось отношение к сексуальности, в частности, возросла толерантность к многообразным сексуальным проявлениям человеческой природы, были преодолены устойчивые предрассудки и культурные запреты, характерные для так наз. викторианской эпохи (XIX в.); глобальные преобразования произошли в сферах общественной морали, социального взаимодействия полов, обыденного сознания, массовых коммуникаций, литературы и искусства.

З.Фрейд заложил теоретические и методологические основы исследований «бессознательного психического». К учению Фрейда восходят так наз. психодинамический подход и глубинная психология – одна из авторитетных школ психологии личности и психотерапии. Предложенный Фрейдом психоаналитический метод, который сам автор первоначально описывал  и внедрял как дополнение к традиционным процедурам лечения психических заболеваний, в значительной степени определил характер современного познания и понимания природы человека. Согласно П.Рикеру, З.Фрейд может рассматриваться и как основатель собственной школы психологической герменевтики, создавший особую систему интерпретации не только бессознательной продукции конкретного индивида, но и разнообразных явлений культуры, искусства, религии, макросоциальных процессов. Психоаналитический проект Фрейда ознаменовал кризис западноевропейского рационализма с идущей от философии Рене Декарта традицией отождествления психики и сознания (мышления). Фрейдовское учение стало научной альтернативой основанной на этой традиции интроспективной психологии. Фрейд совершил  коперниковский гносеологический поворот, сделав предметом научного изучения процессы и феномены, недоступные для непосредственного самонаблюдения и скрытые от индивидуального обыденного сознания. По мнению ряда историков науки, психоанализ Зигмунда Фрейда – крупнейшая научная революция XX в.

Следует отметить масштабность научного мышления Фрейда, охватившего в рамках своей теории широкий круг ключевых проблем человекознания и оставившего одно из самых дискуссионных учений. Присущее Фрейду доктринерство, а также некоторые сверхобобщения и жестко сформулированные постулаты, в частности, интерпретация религии как коллективного невроза, вызвали обоснованную критику. Однако и опровергнутые тезисы патриарха психоанализа оказались плодотворными, так как инициировали интенсивную научную полемику, которая способствовала значительному продвижению гуманитарной мысли.

Фрейд неоднократно критиковался за редукционизм и пансексуализм, биологизаторский подход в психологии, психологизм в анализе общественных и социокультурных феноменов и процессов. Вместе с тем, разработанные им концепции и идеи стали неотъемлемой частью современной общепсихологической теории, психологии личности и психологии развития, психопатологии и психотерапии. Огромное значение приобрели его концепции: первичной / динамической травмы; вытеснения и других механизмов психической защиты; бессознательных механизмов забывания; сексуальной этиологии неврозов; влияния динамических конфликтов раннего детства на психическое становление индивидуума; сексуальной организации человека; детской сексуальности; бессознательных комплексов как факторов психической жизни; символизма сновидений; «психопатологии обыденной жизни» или парапраксиса (скрытого смысла ошибочных действий); структуры психического аппарата и первичных влечений человека; «недовольства культурой» и патогенных факторов цивилизации и т.д.

Фрейд разработал классическую технику аналитической психотерапии, включающую базовые методы свободных ассоциаций и толкования сновидений. Предложенная им модель в историческом отношении является первичной формой психологического (немедицинского) вмешательства; от неё, как от отправного пункта, берут начало все более поздние разновидности собственно психотерапевтических интервенций, как сохраняющие преемственность, так и альтернативные. Выдающаяся заслуга З.Фрейда состоит в открытии наблюдающихся в психотерапии механизмов и эффектов сопротивления и переноса-контрпереноса, а также в обосновании и внедрении фундаментальных принципов дидактического (учебного) анализа, обеспечивающих методологическую переемственность, психологическую безопасность и этическую корректность аналитической практики. З.Фрейду принадлежит решающая роль в институциализации психоанализа и глубинной психологии; с его научным авторитетом напрямую связано широкое распространение и международное признание психоаналитических идей и психодинамического подхода в психотерапии.

Подробнее

 


 
Карл Густав Юнг
ЮНГ Карл Густав (Jung Carl Gustav, 1875 – 1961) – великий швейцарский психолог, психоаналитик, психиатр, психотерапевт, философ и культуролог. Выдающийся деятель и один из признанных лидеров международного психоаналитического движения. Крупнейший мыслитель XX в. Основатель самостоятельной школы глубинной психологии и психотерапии, известной как «аналитическая психология» (другое обозначение – «юнгианский анализ»). Оказал значительное влияние на обширные сферы психологии, психиатрии, психотерапии, философии, антропологии, культурологии, а также литературы и искусства, культуры в целом. Доктор медицины (1902). Профессор Цюрихского (1933 – 1941) и Базельского (1942 – 1961) университетов.  Непродолжительное время был редактором первых психоаналитических журналов «Imago» (1912) и «Jahrbuch für psychoanalytische und psychopathologische Forschungen» (1913).  До окончательного разрыва с Фрейдом (1914) возглавлял Международную психоаналитическую ассоциацию. Почетный доктор университета Кларка (Вустер, США, 1909), Фордхэмского (1920), Калькуттского (1928), Гарвардского (1936), Аллахабадского (1938), Оксфордского (1938) и Женевского (1945) университетов. Инициатор создания и президент (с 1932 по 1944) общества «Эранос», проводившего регулярные конференции и дискуссии по междисциплинарным проблемам аналитической психологии. Президент Общегерманского (позднее Международного) медицинского психотерапевтического общества (1933 – 1939). Почетный член Королевского медицинского общества Великобритании (1938), Швейцарской академии наук (1943). Организовал и в течение года возглавлял кафедру медицинской психологии Базельского университета (1944). Один из организаторов Института К.Г.Юнга в Цюрихе (1948), который со временем стал всемирно известным образовательным, культурным и исследовательским учреждением, а также международным центром профессиональной подготовки аналитических психологов и психотерапевтов (юнгианских аналитиков).

На раннем этапе научной карьеры ученик и соратник Фрейда, прозванный самим Фрейдом «крон-принцем психоанализа», Юнг стал наиболее ярким и авторитетным оппонентом своего учителя, предложив не менее значительную научную альтернативу классическому фрейдизму.

Автор теории коллективного бессознательного (архетипов), одной из самых популярных и признанных типологий личности (отраженной в научном бестселлере «Психологические типы», 1922), оригинальной модели личности, описывающей её структуру и закономености развития («индивидуации»). С именем К.Г.Юнга связана научная разработка важнейших для глубинной психологии (и сопредельных гуманитарных дисциплин) теоретических концептов и категорий, таких как «комплекс», «архетип», «интроверсия», «экстраверсия», «нуминозность», «самость», «индивидуация», «конъюнкция», «синхронистичность».
Дополняя классическое учение З.Фрейда и преодолевая характерный для него редуктивно-биологизаторский подход («пансексуализм»), Юнг разработал теорию, охватывающую, наряду с психопатологическими процессами, высшие творческие и духовные аспекты человеческого существования. Его научные труды могут быть сгруппированы вокруг нескольких основных тем, в частности: «отношения сознания и бессознательного», «индивидуальная и коллективная / массовая психология», «психика и культура», «Эго и Самость», «влияние архетипов и символов на развитие индивидуума».

Юнг исследовал психические функции (представленные в его теории как диады противоположностей «мышление – чувство» и «ощущение – интуиция») в их соподчинении, взаимодействии и системных взаимосвязях; ввел понятие «трансцендентной функции». Выявил предпосылки типологических различий между людьми, в зависимости от преобладающей установки сознания или общей направленности психической активности (интроверсия – экстраверсия) и доминирования одной из четырех функций в паре с дополняющей её подчинённой функцией (диады «мышление – ощущение», «мышление – интуиция», «чувство – ощущение», «интуиция – чувство» и т.д.).
Полемизируя с Фрейдом, Юнг предложил собственную психологическую интерпретацию ряда великих творений и памятников общечеловеческого духовного наследия, в частности, «Тибетской книги мертвых», западноевропейских и восточных трактатов по алхимии («Тайна Золотого Цветка»), сакральных текстов, религиозных доктрин и символов. Внес вклад в изучение явлений и закономерностей психологии масс и массового сознания. Открыв коллективное измерение психики и показав сложную глубинную взаимосвязь между феноменами индивидуальной психологии (сны, фантазии) и универсальными символическими формами мировой культуры (мифы), Юнг, по мнению ряда исследователей и историков науки, заложил основания новой парадигмы гуманитарного познания.

Наравне с А.Адлером, Юнг был пионером телеологического (от греч. télos, родительный падеж téleos – цель, результат) и холистического (от греч. hólos – целое) подходов в психологии и психотерапии. Согласно первому подходу, любые проявления человеческой природы, включая психопатологические симптомы, расстройства и дисфункции, целесообразны, изначально нацелены на достижение полезного приспособительного результата и могут рассматриваться как осознанные или бессознательные, успешные или потерпевшие неудачу попытки преодоления некоторой проблемы, конфликта или кризиса. Таким образом, у любого симптома есть не только первопричина, которая обнаруживается в прошлом опыте индивидуума, но и определенная интенция, направленность в будущее, потенциал, необходимый для конструктивных изменений. Согласно второму, холистическому подходу, психическую реальность следует рассматривать как нерасторжимую целостность. Соответственно этим двум установкам, психотерапевт должен пытаться понять своего пациента в свете его жизненных целей и перспектив личностного развития, а также в аспекте исконно присущего человеческой душе стремления к осмысленности и целостности (интеграции).

К.Г.Юнгу принадлежит научное описание стадий, закономерностей и отдельных эффектов психотерапевтического процесса; он разработал оригинальную модель психотерапии в контексте изучения духовных практик Востока и Запада и собственного учения об индивидуации. Выдающаяся заслуга Юнга-методолога состоит также в существенном расширении диапазона психотерапевтических методов. Юнг дополнил традиционные аналитические техники методом амплификации – прояснения социокультурного контекста психотерапевтической работы за счет привлечения символического материала мифов, сказок, легенд, художественных произведений; обосновал возможности использования имагинации (активного воображения), процессов символизации и творческого самораскрытия, различных видов искусства в целях психотерапии. Под  влиянием его новаторских идей были разработаны и получили широкое распространение методики арт-терапии, автоматического письма, аутентичного движения, «sand play» («игра в песочнице)» и др.

 


 

Альфред Адлер
АДЛЕР Альфред (Adler Alfred, 1870 – 1937) – выдающийся австрийский врач, невропатолог, психиатр и психолог. Крупнейший деятель международного психоаналитического движения, признанный классик и патриарх глубинной психологии. Основатель собственного авторитетного и влиятельного психологического направления и одноименной психотерапевтической школы – индивидуальной психологии. Доктор медицины (1895). Адлер первоначально специализировался в области офтальмалогии, но уже с конца 1890-х гг. он полностью посвятил себя проблемам психиатрии и психотерапии. Позднее занимался также вопросами педагогики, исследуя различные стили воспитания, их влияние на психическое развитие и подчеркивая необходимость гуманизации образования на всех уровнях и во всех сферах. Доцент Венского института педагогики (1915), профессор (1929). В 1927 г. возглавил кафедру медицинской психологии в Колумбийском университете штата Нью-Йорк (США); в 1932 г. получил должность профессора в Медицинском колледже Лонг-Айленда (в том же штате), там же основал местную кафедру медицинской психологии. Один из первых сподвижников З.Фрейда, с 1902 г. участник Венского кружка сторонников фрейдовской доктрины (так наз. «Общества психологических сред»). Был в числе организаторов Венского психоаналитического общества (1908), президентом которого стал в 1910 г. Вместе с тем Адлер – едва ли не первый «ересиарх» (отступник) психоанализа; харизматичный, сохранявший собственную независимую позицию по ряду краеугольных вопросов и открыто призывавший к ревизии и реформации психоаналитического учения, он в 1911 г., после продолжительных разногласий с Фрейдом, вместе с 9 своими последователями, покинул ряды Венского сообщества психоаналитиков и энергично приступил к созданию собственного научно-практического объединения. Со временем оно было признано сильной альтернативой ортодоксальному фрейдизму и получило условное название Вторая Венская школа психотерапии (Третьей стала школа логотерапии, основанная учеником Адлера Виктором Франклом). В 1914 г. организовал «Международный журнал индивидуальной психологии» и с этого года стал его главным редактором. Позднее (1936) при университете штата Джорджия (США) создал также «Журнал индивидуальной психологии («Journal of Individual Psychology»), ставший основным печатным органом Северо-Американского общества адлерианской психологии и психотерапии.

Адлер во многих отношениях был первопроходцем современной психотерапевтической науки и практики; так уже в 1910 г. он начал применять групповые формы психологической помощи при работе с амбулаторными группами рабочих, что позволяет назвать его одним из пионеров групповой психотерапии и группового анализа. Проявил себя и как незаурядный организатор, создав в Вене разветвлённую сеть гуманистически-ориентированных консультативно-педагогических учреждений, экспериментальную школу и несколько детских садов, действовавших на основе разработанных им методик и концепций. Его научно-практическая деятельность заложила предпосылки современного психологического консультирования и способствовала внедрению психологических и психоаналитических идей и подходов в практику воспитания и образования.

В числе главных заслуг и достижений А.Адлера как мыслителя и ученого – разработка следующих научно-практических проблем, одновременно актуальных для теории личности, психологии развития и психотерапии: 1) комплекс неполноценности, его истоки и механизмы компенсации, а также псевдо- и гиперкомпенсации; 2) присущие человеку стремления к превосходству и самосовершенствованию как основные детерминанты развития индивидуума; 3) индивидуальный стиль жизни и жизненные стратегии; 4) установки, связанные со стилем жизни, и обусловленные ими типы личности; 5) фикционный финализм, реалистические и фиктивные цели как факторы психического развития; 6) социальный интерес как показатель психического здоровья; 7) влияние очередности (порядка) рождения на формирование личности; 8) творческое Я, как интегрирующий центр личности.

Оригинальность теоретического подхода Адлера, восходящего к философии холизма, состояла в том, что он, не придавая решающего значения конкретным фактам биографии и отдельно взятым, изолированным чертам характера, предлагал, прежде всего, понять «человека в целом», как нерасторжимую активную и творческую целостность, в свете таких интегральных характеристик, как «стиль жизни», «жизненный план», «прототип», «стратегия поведения». Каждый индивидуум, согласно Адлеру, это творческое и самоопределяющееся целое, а человеческая жизнь есть активное стремление к совершенству. Понять конкретного индивидуума, полагал Адлер, можно лишь раскрывая глубинную взаимосвязь таких аспектов его личности, как социальная принадлежность и уникальная субъективность.

Адлер был не только психологом и психотерапевтом, но и общественным деятелем, состоял в социал-демократической партии. На основе своей теории он считал возможным не просто реформировать всю систему воспитания, но и разрешить многие проблемы, «обременяющие народы»: положить конец войнам, ненависти на национальной почве, религиозному фанатизму, и «устранив эти эгоистические и безумные заблуждения», консолидировать «все скрытые в массах, врожденные силы, направленные на добро». Он верил, что его индивидуальная психология может как врачевать отдельных людей, так и помочь целым нациям и всему человечеству «освободиться от ошибок, иллюзий и бесцельной траты сил». При всей наивности отдельных гуманитарных и социологических воззрений Адлера, его основополагающие идеи приобрели безусловную ценность и предвосхитили гуманистическую перспективу в психологии и психотерапии. Адлер внес значительный вклад в современное понимание природы и сущности человека и оказал влияние на такие области психологической науки и практики, как возрастная, педагогическая и социальная психология, психология личности и психология развития; его принято считать предтечей неофрейдизма, Эго-психологии и гуманистической психологии. Предложенный Адлером социально-ориентированный подход нашёл дальнейшее применение и развитие в трудах таких классиков глубинной психологии, как Эрих Фромм, Карен Хорни и Гарри Стэк Салливен, а также других приверженцев социологической ориентации в психологии личности и психотерапии. Ключевой тезис индивидуальной психологии о социальном интересе, как критерии психического здоровья, приобрел огромное теоретико-методологическое значение для самых различных течений современной психотерапии, психологического консультирования и психологии здоровья (health psychology). Огромная заслуга Адлера состоит в акцентировании рациональных, творческих и волевых компонентов психической деятельности, наряду с бессознательными и реактивными, что, в свою очередь, было востребовано в когнитивной, гуманистической и экзистенциальной психологии. Адлер стоял у истоков комплексных исследований механизмов целеполагания и ценностных ориентаций личности. Идеями Адлера вдохновлялись, создавая собственные концепции, Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Виктор Франкл, Ролло Мей, Альберт Эллис и др.
 

Подробнее

 


 

articles: Spielrein.jpg
ШПИЛЬРЕЙН Сабина Николаевна (Шейвэ Нафтульевна, в замужестве Шефтель, затем Шпильрейн-Шефтель, 1885 – 1942) – российский психоаналитик, врач-психиатр, психотерапевт и педолог; ученица и сотрудница К.Г.Юнга, Э.Блейлера и З.Фрейда. Одна из первых женщин-психоаналитиков, активная участница международного и российского психоаналитического движения.
Доктор медицины (1911). Состояла в трех психоаналитических обществах: Венском (с 1911 по 1922), Женевском (с 1922 по 1924) и Русском (с 1924 до момента ликвидации общества). Внесла значительный вклад в становление теории и практики психоанализа и глубинной психологии в целом, оказала влияние на психологию развития, психологические исследования мышления и речи в детском возрасте и т.д.
Автор оригинальной теории деструкции, предвосхитившей учение Зигмунда  Фрейда о «влечении к смерти» и отраженной в статье «Деструкция как причина становления» (1912). В этой связи Колин Ковингтон и Барбара Вартон назвали Сабину Шпильрейн «незаслуженно забытым пионером психоанализа». Легендарная личность, в силу драматических перипетий судьбы и неординарности, ставшая яркой символической фигурой в истории российской и мировой психоаналитической культуры, а также полумифической героиней ряда литературных произведений, пьес и кинофильмов. Научное наследие и биография Сабины Шпильрейн последние три десятилетия находятся в фокусе кропотливого изучения, привлекая внимание исследователей и историков разных стран.

Удивительная судьба, трагическая и выдающаяся, в которой переплелись злой рок и счастливый случай, стремление к разрушению и творческое созидание, болезнь и гениальность. Головокружительная череда падений и взлетов, кризисов и научных прозрений, встреч и разлук. Трудный путь самопознания и самоопределения, соединивший культуры и страны, эпохи и традиции.

Пионеру европейского и российского психоанализа Сабине Николаевне Шпильрейн было суждено прожить яркую жизнь, насыщенную неординарными событиями, страстями и открытиями. Она познала любовь и одиночество, предельное экзистенциальное напряжение и духовное преображение, периоды социальной дезадаптации, внутреннего надлома, изоляции и душевного подъема, высокой продуктивности, самореализации. Складывается впечатление, будто сложная диалектика ее судьбы не была прервана физической гибелью Сабины Николаевны: незаслуженное посмертное забвение сменилось – на новом витке спирали – всемирным признанием ее идей, их возрождением, а возникшая поначалу скандальная известность уступила место глубокому исследовательскому интересу и переосмыслению наиболее существенных моментов в теории и истории психоанализа. 

 

Страницу подготовил Ф.Р. Филатов