Art-dossier

Наряду с обсуждением научных и философских идей, в журнале «СИМПОЗИУМ. Studia humanitatis» широко освещаются главенствующие тенденции, инновации и события в сфере визуальности, изобразительного искусства, в различных арт-практиках, чему посвящен специальный раздел «Art-dossier».

Редактор раздела – к.пс.н., доцент факультета психологии ЮФУ Игорь Витальевич Введенский.

Александр АксининКонцепция раздела «Art-dossier» может быть соотнесена с интермедиальными исследованиями. Понятие «интермедиальность» возникает в категориальном аппарате гуманитарных наук в контексте компаративистики в 1950 – 1960-е гг. Оно в первую очередь распространяется на широкий круг вопросов эстетики: о структурной и жанровой общности разных искусств, их соотношении и воздействии друг на друга, о возможностях взаимного семантического обмена между сопредельными эстетическими сферами. Основанием для введения данного понятия является укоренившееся представление о текстовой сущности всех специфически человеческих проявлений и форм культуры.

Однако интермедиальность как определенная установка гуманитарного познания может выражаться не только в стремлении раскрыть принципы взаимовлияния и взаимообмена между эстетическими практиками, но и в попытке изучить те способы, посредством которых искусство выражает и транслирует зрителю важнейшие научные и философские концепты своей эпохи. Так, стремясь показать глубинную связь между наукой и философией, с одной стороны, и сферой арт-практики и визуальности, с другой, редакционная коллегия приняла решение иллюстрировать 2-й и 3-й выпуски журнала работами выдающего графика А.Аксинина, которые могут служить зримым воплощением ряда краеугольных психоаналитических и постмодернистских идей, во многом определивших гуманитарное мышление прошедшего века. Кроме того, в 3-м выпуске «Симпозиума» осуществлена наиболее полная каталогизация работ Аксинина, помещены воспоминания о художнике и его оригинальные тексты, в которых А.Аксинин пытается переосмыслить концепции структурализма и постструктурализма в свете собственного эстетического мировоззрения. Приведенные материалы, безусловно, представляют ценность не только для понимания основных тенденций современного искусства, но и для дальнейших междисциплинарных, семантических и интермедиальных исследований.

 

Ф.Р. Филатов


О художнике
Александре Аксинине

Александр АксининПрошло более 30 со дня трагической гибели Александра Аксинина. С тех пор визуальный облик мира неузнаваемо изменился. Медиальность, диджитальность, виртуальность и эскалация форм и средств визуальной коммуникации: фотография, телевидение, кинематограф, Интернет и особенно современное изобразительное искусство, ставшее мультимедийным метаискусством, использующим не только живописные и графические средства, но также фото- и видеотехнику, создающим объекты и инсталляции, перформансы и акции, хепенинги и артефакты.

Аксинин, избрав для своей художественной практики одну из самых традиционных художественных техник – офорт, сумел предвидеть и предвосхитить эти движения визуальных изменений мира, а в чем-то остаться значимым и актуальным почти через четверть века: сквозь наросший слой нового в визуальном облике мира просматриваются запечатленные им черты. Философское осмысление мира в работах Александра Аксинина как никогда актуально и востребовано в наше время, в эпоху расцвета междисциплинарных исследований визуальности. Это опыт осмысления художником своего «бытия-в-мире-визуальной-культуры».

Аксинин Александр Дмитриевич, уникальный художник-график, родился 2 октября 1949 года в г. Львове. До 1974 года работал в технике тушь-перо и акварель. В том же году сделал первый офорт, и с тех пор техника офорта стала для него основной формой художественного самовыражения.

АксининВ конце 1970-х гг. Аксинин знакомится с кругом деятелей «другой культуры» из Москвы и Ленинграда – художниками, искусствоведами, поэтами, которые творили за пределами официального искусства, в частности, с Дмитрием Приговым, Виктором Кривулиным, Ильей Кабаковым, Эдуардом Гороховским, Генрихом Сапгиром. Многим из них Аксинин посвятил свои графические работы. Поэт Виктор Кривулин помог организовать в начале 1980-х гг. несколько «квартирных» выставок художника в Ленинграде и публикацию его работ в «самиздатовских» журналах «37» и «Часы». При жизни было несколько персональных выставок – в Таллинне, Лодзи, Варшаве, Аксинин дважды награждался почетной медалью на Международных выставках – Биеннале «Малые Формы Графики» (Лодзь 1979, 1985).

В лаконичной автобиографии начала 80-х годов Александр Аксинин писал: «В 1949 году вроде бы русский человек родился во вроде бы европейском городе Львове. Православный. 1972 год – диплом Полиграфического института, по специальности график. 1977 год – 1-ое откровение с сопутствующим ощущением времени. 1981 год – 2-ое откровение с сопутствующим ощущением вечности. 1979 год – первая персональная выставка в Таллинне. 1981 – вторая в Польше. Все».

Жизнь Александра Аксинина трагически оборвалась в 35 лет – он погиб в авиакатастрофе 3 мая 1985 года. Творческое наследие А. Аксинина составляют 340 офортов, более 130 акварелей, более 70 работ в смешанной технике, 4 живописные работы – то есть за неполные 11 лет художником создано более 500 произведений.

И.В. Введенский

 

Введенский И.В. «Внутренний опыт Александра Аксинина

Выставка «Александр Аксинин: вечные книги / визуальные образы»

Александр Аксинин: жизнь после жизни. Выставки

Александр Аксинин: жизнь после жизни. События

Галерея офортов Александра Аксинина из коллекци И.В. Введенского

 


 

Люсьен Фрейд, британский живописец, внук Зигмунда Фрейда

Территории внутреннего опыта

Еженедельные групповые занятия, основанные на методах аналитической психологии Карла Густава Юнга, с использованием активного воображения, направленного фантазирования, анализа сновидений.
С 19 ноября по четвергам, с 18:30 до 22:00. Ведущий: Филипп Робертович Филатов.

СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

17 — 18 октября 2020 состоится тренинг «СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Интегративные техники психокоррекции семейных и супружеских взаимоотношений». Теория семейных систем и системный подход в психологи­ческой практике.
Ведущий: Филатов Филипп Робертович.

Оргсобрание для студентов Спецфакультета психокоррекции

19 сентября 2020 в 11:00 состоится Оргсобрание для студентов Спецфакультета психокоррекции, глубинной психологии и психоанализа. Приглашаются все, кто планирует зачисление на Спецфакультет или хочет получить исчерпывающую информацию о программах обучения. Вход свободный.