Алейникова Т.В. Введение в классический психоанализ З. Фрейда

психоанализ Зигмунда ФрейдаЛекция Т.В. Алейниковой

«ВВЕДЕНИЕ В КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
ЗИГМУНДА ФРЕЙДА (1856 – 1939)»

Свою лекцию я хочу предварить высказыванием Ф. Лукаса:
«Думаю, что в конце концов, если мир не рухнет, человечество будет в большем долгу у Фрейда, нежели у Колумба, или Ньютона, или Дарвина, или Эйнштейна, не говоря уже о Марксе, труд которого пострадал именно потому, что сам он оставался (как и столь многие другие реформаторы) таким по своей психологии элементарным, таким наивным, таким неисправимо слепым к человеческой жажде власти, причинения страданий и даже претерпевания их».

Обращаясь к истокам психоаналитического учения и метода, нам следует, прежде всего, восстановить, хотя бы приблизительно, культурный контекст эпохи. Конец ХIХ века, когда начинает складываться психоанализ, – это время господства ханжеской викторианской морали, объявлявшей все, связанное с сексуальностью, «постыдным». Система воспитания базировалась на жёстком подавлении сексуальных проявлений личности. Многие привычные для нас формы сексуального поведения трактовались в то время как извращения и даже как  явные признаки дегенерации. Вследствие такого подавления в Европе и Америке неуклонно ширились ряды неврастеников, истероидов и фригидных женщин. Блокировка естественных сексуальных побуждений становилась причиной множественных вегетоневрозов, происхождение которых и предстояло вскрыть Фрейду.

Всю творческую деятельность Зигмунда Фрейда можно условно разделить на 4 этапа:

1) с 1883 по 1897 гг. – изучение анатомии нервной системы и неврологии;
2) с 1886 по 1895 гг. – изучение гипнотизма и истерии;
3) с 1895 по 1920 гг. – изучение бессознательных процессов и феноменов, разработка методов классического психоанализа;
4) с 1920 по 1939 гг. – изучение человеческой личности и структуры общества.

Первые два периода по времени перекрывают друг друга, оба они объединены приверженностью Фрейда к рефлексологии. В этот период Фрейд выступает как последовательный ученый со строгим материалистическим мышлением, обращенным в сторону объективных анатомо-физиологических факторов. В следующие два периода Фрейд, приблизившись к психологии, постепенно отдаляется от строгого физиологического подхода, ибо не видит пути его использования при «вскрытии» закономерностей бессознательного психического.

На сегодняшний день, благодаря успехам нейрофизиологии, психофизиологии и нейрохимии, многие феномены «душевной жизни» находят объяснение на нейрологическом уровне. Многие, но не все…

Отсюда и двойственность в высказываниях Фрейда. С одной стороны, он как строгий рефлексолог пишет: «Непоколебимым результатом исследования явился тот факт, что душевная деятельность связана исключительно с функцией мозга… Но все попытки открыть более детальную локализацию душевных процессов, все старания вообразить себе, как представления накапливаются в нервных клетках, а возбуждения идут по нервным волокнам, окончились полной неудачей… Тут имеется пробел, заполнение которого пока невозможно, и это не входит в задачи психологии. Наша психическая топика пока не имеет ничего общего с анатомией. Она относится к областям душевного аппарата независимо от их места положения в теле, а не к анатомическим локализациям». И еще: «…Мы должны уяснить себе, что недостоверность нашей спекуляции чрезвычайно повышается, вследствие необходимости заимствований из биологии. Биология воистину есть царство неограниченных возможностей, мы можем ожидать от нее самых поразительных откровений, и невозможно угадать, какие ответы на заданные нами вопросы она дала бы через несколько десятков лет. Может быть, как раз такие, что опрокинут все наше искусственное построение гипотез».

И в то же время, обращаясь к психологам, Фрейд заявлял, что психологи «должны быть свободными от каких-либо чуждых, предвзятых идей анатомического, химического или физиологического характера и работать все время с чисто психологическими вспомогательными гипотезами».

И.П. Павлову принадлежат слова: «Когда я думаю сейчас о Фрейде и о себе, мне представляются две партии горнорабочих, которые начали копать железнодорожный туннель в подошве большой горы – человеческой психики. Разница состоит, однако, в том, что Фрейд взял немного вниз и зарылся в дебрях бессознательности, а мы добрались уже до света… …Фрейд может только с большим или меньшим блеском и интуицией гадать о внутренних состояниях человека. Он может, пожалуй, сам стать основателем новой религии».

Стимулом к созданию психоаналитической концепции явился известный «Случай Анны О.», обсуждавшийся Фрейдом с его другом и коллегой Йозефом Брейером, который и осуществлял лечение этой пациентки. Обсуждение данного случая привело Фрейда к теории вытеснения и к «открытию» эффектов катарсиса. Речь идет о параличах непонятного происхождения, периодически возникавших у Анны О. без каких-либо органических предпосылок. Анализ позволил выявить причину параличей – она заключалась в вытеснении желания танцевать и появлении чувства вины в тот период, когда Анна О. ухаживала за умирающим отцом. Этот эпизод из практики Брейера и послужил для Фрейда «ключом» от первой двери в открытую им страну «бессознательного».

психоанализ лекцияСтруктурная модель психического аппарата (структура личности), по Фрейду

Исследуя личность, Фрейд приходит к выводу о существовании бессознательных импульсов, стремящихся прорваться в сознание, но блокируемых и, несмотря на это, часто направляющих поведение. На основании своих представлений, Фрейд конструирует концептуальную модель человеческой психики и личности, включающую топографический и структурный аспекты.

Согласно топографическому подходу, психика включает три области, уровня или слоя: бессознательное, предсознательное и сознательное.

Согласно структурному подходу, личность, в свою очередь, состоит из трех подструктур или «этажей»: нижнего – «Оно», среднего – «Я» и верхнего – «Сверх-Я».

Нижний этаж – «Оно» («Id»). Принцип работы этого этажа – принцип удовольствия (или удовлетворения органа). Для реализации этого принципа необходима энергия, которая позволила бы импульсам, идущим из Id, прорваться в сознание. Фрейд называет этот энергетический заряд – «катексис», а поскольку, по представлениям Фрейда, это преимущественно энергия полового влечения (или «либидо»), то и энергетический заряд представляет собой, по Фрейду, «катектированный заряд либидо».

Id – это область инстинктов, в основном сексуальных (Эрос) и агрессивных, разрушительных (Танатос), и функционирует Id исключительно на бессознательном уровне. Фрейд писал: «Инстинкты, в которые мы верим, разделяются на две группы: эротические, стремящиеся объединить живое вещество во все большие и большие единицы, и инстинкты смерти, которые действуют против этой тенденции и стремятся вернуть живую материю в неорганическое состояние». [Следует отметить, что идею влечения к смерти или деструкции предвосхитила в 1912 году С.Н. Шпильрейн.]

По Фрейду, Id – это нечто «тёмное», хаотичное, примитивное и консервативное, не подчиняющееся законам морали и требующее немедленной энергетической разрядки. Оно «прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь» (Фрейд), т.е. связь собственно соматического, органического, инстинктивного и психического.

Фрейд рассматривает два механизма Id, позволяющих редуцировать (снять) напряжение: рефлекторные действия и первичные процессы. Рефлекторные действия – это автоматический ответ, непроизвольная реакция на воздействие (кашель, слезы и т.д.). Первичные процессы – это иррациональная, фантазийная форма представлений, галлюцинаторное исполнение желания (в мечтах и сновидениях).

Средний этаж – «Эго», или «Я». Принцип работы этого этажа – принцип реальности. Эго осуществляет контроль импульсов, поступающих из Id, исходя из их допустимости, приемлемости и соответствия социальным «нормативам» и требованиям внешней реальности, по принципу «можно – нельзя», или поощрения – наказания. Для сдерживания и подавления катектированных энергетических импульсов этот этаж генерирует противоположно направленные импульсы – «антикатексис».

Эго, подчиняясь принципу реальности, действует посредством вторичного процесса. Вторичный процесс – это реалистическое логическое мышление, связанное с когнитивными и интеллектуальными функциями. Эго, являясь исполнительным органом личности, решает, когда и какие инстинкты могут и должны быть удовлетворены. Поэтому Эго обязано интегрировать часто противоречивые команды, поступающие от Id, Супер-Эго и из внешнего мира, выстраивать рефлекторные действия и направлять поведение человека таким образом, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись, не причиняя вреда ни самому индивидууму, ни другим людям (без ущерба для социального окружения).

И, наконец, верхний этаж – «Супер-Эго», или «Сверх-Я». Принципом работы этого этажа также является принцип реальности и цензуры. Но в отличие от Эго, этот этаж осуществляет цензуру согласно морально-этическим нормам и выполняет функции «совести», продуцируя социальные по своему происхождению чувства вины и стыда. И так же, как Эго, Сверх-Я генерирует «антикатексис» для сдерживания бессознательных энергетически заряженных импульсов. Катексис и антикатексис должны находиться в динамическом равновесии, периодически «уступая дорогу» друг другу.

Супер-Эго, являясь морально-этической системой личности, развивается под влиянием родительского воспитания, в контексте социализации ребенка (в школе, в кругу сверстников и т.д.). Супер-Эго представляет собой индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума. По Фрейду, Супер-Эго включает две подсистемы: совесть и эго-идеал (или Я-идеал, или идеальное Я). Совесть формируется посредством родительских наказаний, а эго-идеал – посредством родительских одобрений. Процесс формирования совести и эго-идеала осуществляется путем интроекции – внедрения в сознание ребенка моральных норм родителей и социума. По мере формирования Супер-Эго, с развитием совести и эго-идеала родительский контроль заменяется самоконтролем. В отличие от Эго, Супер-Эго не регулирует, а блокирует инстинкты («влечения Id», как их называет Фрейд).

В норме все этажи личности взаимодействуют согласованно, и предельно обобщённо можно рассматривать Ид как биологическую составляющую личности, Эго – как психологическую составляющую и Супер-Эго – как социальную составляющую.

схема Фрейда

Рис. 1. Связь структурной модели с уровнями сознания, по З.Фрейду (Хьел и Зиглер, 1997).

Первоначально Фрейд соотносил Оно с бессознательным, тогда Я и Сверх-Я, согласно его концепции, функционируют на уровнях предсознательного и сознания. Впоследствии Фрейд несколько изменил свои представления о конструкции личности, локализовав структуры Id целиком в сфере бессознательного, а Эго и Супер-Эго распределив между всеми тремя слоями. При этом Эго, занимая в основном Предсознательное, захватывает и нижний бессознательный, и верхний сознательный слои, а Супер-Эго – полностью занимает все три области, причем в значительной степени локализуется в бессознательных структурах, взаимодействуя с Id (так называемая «бессознательная вина»; см. рис. 1).

Структуру личности можно представить и в виде нейрофизиологических конструкций. И если Фрейду были неизвестны локализации «душевного аппарата», т.е. конструированных им этажей личности, то теперь можно с определенной степенью вероятности локализовать Id в стволовые отделы мозга и в структуры старой и древней коры больших полушарий (архипалеокортекс), Эго – в архипалео- и неокортекс, Супер-Эго – в структуры и старой, и древней, и новой коры и в том числе в специфически человеческие зоны, обеспечивающие речевые функции человека и функции сознания (на нейронном уровне – это, вернее всего, звездчатые и пирамидные ассоциативные нейроны новой коры). Что же касается энергетических зарядов – катексис и антикатексис, – то их можно представить в виде нервных импульсов, обеспечивающих потоки восходящего возбуждения из глубинных структур мозга и нисходящего торможения из высших мозговых отделов.

Основы психоаналитического подхода

Фрейд считал, что «недозволенные» помыслы, («постыдные импульсы» Ид) подавляются и вытесняются из сознания, но стремятся обойти цензуру и проникнуть в сознание в замаскированном виде. И Фрейд разработал способы «вскрытия» подсознания в обход сопротивления пациента, позволяющие «сорвать маски» с символических объектов и действий, вернув им их первоначальный смысл. Для этого Фрейд предлагает использовать в качестве аналитического материала свободные ассоциации, перенесенные эмоции, толкование сновидений, исследование невротических симптомов, забывания, оговорки, описки, очитки и т.д., а также шутки. В терапевтических целях Фрейд в начале своей деятельности использовал и гипноз, но впоследствии он от этого метода отказался.

Все эти приемы, так или иначе, выводят на так называемую «динамическую травму». Так, например, забытое слово или образ из сновидения по ассоциации может вывести на причину забывания – неприятное или травматическое и в силу этого вытесненное событие прошлого (главным образом детства).

Так, Фрейд приводил случай анализа, в котором забытое латинское слово «aliqus» (некоторый, некий) по цепочке ассоциаций вывело его на обстоятельство, тревожившее молодого человека, забывшего это слово (нежелательная беременность его любовницы). Вот эта цепочка: ликвус (жидкость) – ликвидация – св. Франциск – покровитель детей – св. Януарий, сухая кровь которого хранится в пробирке в Неаполитанском храме и становится жидкой (чудо!) в определенный день – письмо от любовницы с неприятным сообщением о задержке менструации.

кушетка Фрейда

Что касается перенесения (трансферта), то это обстоятельство почти всегда имеет место в психоанализе. Во-первых, почти всегда возникает положительный или отрицательный эмоциональный перенос на фигуру аналитика (и соответственно – контрперенос у аналитика на анализанта). Анализант совершает перенос эмоций с родительской фигуры (матери или отца) на аналитика, в зависимости от пола аналитика. Кроме того, собственно «динамическая травма» анализанта приводит к отрицательному эмоциональному переносу, «вскрытие» источника которого может оказаться достаточным для устранения (либо облегчения) возникшей проблемы.

Нередко источник «травмы» можно обнаружить при анализе забытых слов, забытых действий и обстоятельств, оговорок, описок, очиток, шуток, указывающих путь к источнику отрицательных эмоций, породившему проблему, беспокоящую анализанта.

Так, оговорки могут возникать в результате столкновений 2-х слов (или состояний) и как отзвук – по сходству с недавно сказанным (или подуманным); при этом они могут вскрыть истинные намерения, истинные мысли и побуждения человека. Например, вместо «беспощадная правда» – «бесхребетная правда», вместо «может есть и пить, что хочет» – «может есть и пить, что я хочу» (из Фрейда – столкновение); вместо «сенсорика» – «сексорика», вместо «тектальный» (тектум – структура среднего мозга) – «ректальный» (ректум – прямая кишка) (из практики Т.В. Алейниковой – отзвук, выявляющий проблемы пациента). Забывание имени обычно отмечается в случае негативных эмоций в адрес носителя этого имени. Запрятывание предметов и забывание действий часто связано с бессознательной установкой – с нежеланием произвести забытое действие или операцию с запрятанным объектом.

Такой же смысл имеют описки, очитки, ошибочные действия, потеря вещей и т.д.

Особенно богатый материал для психоанализа дает исследование невротических симптомов, а также сновидений, расшифровка символических образов и действий из которых позволяет найти и устранить «динамическую травму», создающую проблемы анализанта. Фрейд, анализируя сновидения, выделяет в них явное содержание и сокрытые мысли. Детские сновидения, в которых чаще всего происходит удовлетворение желаний ребенка, сообщают о сокровенном открытым текстом. В сновидениях же взрослого человека, зачастую хаотичных и мозаичных, обнаруживается действие цензуры, и мы имеем дело с символическим языком. Цензура проявляется в вычеркивании, маскировке и смещении событий, в результате чего символика сновидений оказывается представленной «масками-объектами» и «масками-действиями».

Таким образом, Фрейд считал, что работа сновидений сводится к сгущениям событий, их смещениям во времени и в пространстве, к переводу мыслей в зрительные образы (т.е. превращению скрытых мыслей в картины сновидений), появлению инверсий, к замене главных мыслей второстепенными, к проекции своей вины на другого и т.д. Фрейд исследовал символику сновидений, которые рассматривал, как «королевскую дорогу (via regia) к бессознательному». По представлениям Фрейда, все удлиненные объекты символизируют мужчину (фаллос), все емкости и вмещающие в себя что-либо пространства (вазы, чемоданы, комнаты) – женщину, различные виды движений – половой акт, хотя в то же время Фрейд заявлял, что курение сигары в сновидении может быть просто курением сигары и ничем больше.

Исследование невротических симптомов также позволяет приблизиться к истокам возникшего эмоционального дискомфорта. Работая с пациентами, Фрейд обнаружил, что забываются неприятные события и мысли, которые для человека являются беспокоящими либо постыдными, и поэтому сознание, избегая неудовольствия и напряжения, «вытесняет» их в бессознательное. В случае отсутствия невротизации энергия этих импульсов будет сублимирована, т.е. перенаправлена в иные формы деятельности. В случае же невроза «постыдный импульс» не будет пропущен в сознание, но «заряд психической энергии» с него не будет снят и не будет сублимирован. И поэтому бессознательный импульс сохранит свою силу, останется «наваждением» и, в конце концов, найдет обходные пути для того, чтобы прорваться и разрядиться в виде невротических симптомов. Так, например, странное (навязчивое) поведение пациентки Фрейда, по несколько раз в день переливавшей красные чернила на скатерть и при этом каждый раз вызывавшей горничную, привело Фрейда к раскрытию забытых драматических перипетий ее замужества, связанных с импотенцией ее мужа и необходимостью скрыть это обстоятельство от посторонних.

Развитие ребенка и вопросы детской сексуальности

детская сексуальностьОсобое внимание Фрейд уделял проблеме развития ребенка и в связи с этим – детской невротизации. По Фрейду, ребенок в своем развитии до полового созревания проходит три сексуальные прегенитальные стадии:

1) орально-каннибалистическую,
2) анально-садистическую и
3) фаллическую.

Первая стадия, по Фрейду, начинается с периода новорожденности, связана с гиперфункцией ротового рецепторного аппарата, и совпадает со временем грудного вскармливания; вторая – с конца первого – начала второго года жизни (с момента, когда ребенок начинает пользоваться горшком), связана с гиперфункцией анального рецепторного аппарата, и тянется примерно до 3-х лет; третья – с 3-4-х-до 5-6-ти лет, когда активизируется гормональная сфера (в частности, гонадная) и ребенок начинает заниматься мастурбацией. В этот период у мальчика формируется «комплекс Эдипа» и «кастрационный комплекс» (или «комплекс боязни кастрации», как наказания за мастурбацию), а у девочки – «комплекс Электры» (или инвертированный комплекс Эдипа) и «комплекс зависти к пенису» (как проявление кастрационного комплекса, но если мальчик боится утратить фаллос, то у девочки, по Фрейду, развивается фантазия потери фаллоса, в чем она винит мать).

Впоследствии из мальчика, сублимировавшего энергию мастурбации в детские игры, спорт, книги и т.д., развивается социализированный мужчина, с карьерными и прочими деловыми устремлениями, а из девочки – женщина, стремящаяся «заполучить» фаллосоносца – мужчину в качестве мужа, который, как сильное начало, сможет обеспечить и защитить семью.

Фрейд считал, что именно в процессе проживания «комплекса Эдипа» формируется Суперэго со своими моральными запретами и с контролем энергии бессознательного.

При этом мальчик в своем развитии, с самого начала с первой (оральной) фазы ориентирован на мать (и против отца, к которому в фаллической фазе возникает амбивалентное отношение – и положительное, как к собственному родителю, с которым мальчик себя идентифицирует и которого любит лучшая женщина на свете – мама, и отрицательное, как к конкуренту за любовь матери). Девочка же ориентацию на отца приобретает только в третьей фазе, а в первой, как и мальчик, ориентирована на мать. Вторая фаза и у мальчика, и у девочки не связана с сексуальной бессознательной ориентацией на родителей, а направлена на управление функцией кишечника и стимуляцию анальной эрогенной зоны. С окончанием третьей фазы личность ребенка в основных чертах оказывается сформированной. Далее следует латентный период (с 6-ти до 12-13 лет, т.е. до пубертата), не связанный с сексуальностью.

А с началом пубертатного периода наступает генитальная стадия зрелой сексуальности с гетеросексуальной ориентированностью на партнера (в случае психофизиологической нормы).

Фрейд отмечает у маленького ребенка наличие «полиморфной извращенности». У ребёнка отсутствует 5 запретов, имеющих место у взрослых людей: 1) запрет на инцест, 2) запрет на зоофилию, 3) запрет на гомофилию, 4) запрет на использование в качестве сексуальных ворот негенитальной зоны и 5) запрет на привлечение отвращающих продуктов жизнедеятельности (экскрементов, мочи и т.д.). У взрослого же человека, имеющего в норме эти запреты, они могут сниматься в сновидениях в результате психофизиологической регрессии.

развитие ребенка по ФрейдуОчень важно, чтобы во время становления личности ребенка нормальное протекание прегенитальных фаз не было грубо нарушено. В противном случае это чревато невротизацией ребенка, нередко с проявлением невротических симптомов уже во взрослом состоянии (в частности, в случае «совращения ребенка в раннем возрасте» – имеется в виду случайное созерцание ребенком сексуального акта – «первичной сцены», по Фрейду). При этом на любой стадии возможна так называемая фиксация (задержка или остановка развития) и как следствие этого в последующей травмирующей ситуации – регрессия (т.е. возврат на более раннюю стадию психосексуального развития), возможная и у взрослого человека в картинах сновидений и в проявлениях невротических симптомов.

Так, фиксация на оральной стадии приводит к регрессии, связанной с функционированием ротового аппарата (сосание пальца, в случае фиксации на первой орально-пассивной фазе оральной стадии, либо жевание, кусание, грызение ногтей – при фиксации на второй орально-агрессивной фазе этой стадии). Соответственно при фиксации на первой стадии формируется оральный характер – орально-пассивный (при фиксации на первой фазе) – оптимистический и зависимый, покорный, доверчивый и ждущий от жизни благ – и орально-агрессивный (при фиксации на второй фазе) – саркастический, пессимистический, циничный, стремящийся к доминированию и подавлению.

Фиксация на анальной стадии приводит, по Фрейду, к регрессии, связанной с нарушением функций кишечника, и к формированию анально-удерживающего типа личности либо анально-выталкивающего типа. Оба эти типа формируются при чрезвычайной строгости родителей, приучающих детей к туалету. В первом случае, при противостоянии ребенка и сопротивлении родительской строгости консолидируются и сохраняются у взрослого такие черты как упрямство, скупость, пунктуальность, методичность. Во втором – формируется склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже жестокость. Всего этого можно избежать, если родители поощряют и хвалят детей за своевременное опорожнение кишечника. По представлениям Фрейда, при таком обращении с ребенком анальная фаза протекает спокойно без фиксации, а у ребенка складывается позитивная самооценка, стимулируются творческие способности.

Фиксация на фаллической стадии приводит к формированию лидерства любой ценой, к демонстративности и дерзкости поведения (Дон Жуан, Кармен). Неразрешенные проблемы эдипова комплекса, по Фрейду, могут лежать в основе неврогенного проявления импотенции и фригидности.

И, наконец, генитальный характер – это, по Фрейду, идеальный, зрелый, ответственный в социально-сексуальных отношениях тип личности, реализующий себя в гетеросексуальной любви и в социальных взаимодействиях без комплексов неполноценности и вины и без иных конфликтных переживаний.

При исследовании невротических симптомов Фрейд обращает особое внимание на тревогу, которая, по его представлениям, бывает трех типов:

1) реалистическая тревога, 2) невротическая тревога и 3) моральная тревога.

Реалистическая тревога вполне адекватна ситуации и позволяет человеку обеспечить самосохранение. Она возникает в ответ на угрожающие сигналы из внешней среды и исчезает с исчезновением этих сигналов. Невротическая тревога проявляется в виде страха, что импульсы Ид прорвутся в сознание и проявятся в поведении неприемлемым (неприличным) образом, за что последует наказание. Моральная тревога – это страх совести, страх нарушить запреты Суперэго.

детский психоанализИ невротическая, и моральная тревога в основе своей реалистичны, т.к. наказание за прорыв Ид и за нарушение запрета Суперэго вполне реально и следует извне.

В ответ на тревогу Эго, по Фрейду, вырабатывает защитные механизмы, такие как вытеснение, проекция, замещение, рационализация, инвертированная реакция, регрессия, отрицание, сублимация.

Вытеснение происходит, когда в сознание «прорывается» недопустимый импульс из Ид, либо когда в сознании возникают мысли, причиняющие страдания, и тогда Эго вытесняет эту информацию в Ид, способствуя ее забыванию. Однако эти вытесненные импульсы не теряют свой энергетический заряд и периодически порываются в сознание в виде оговорок, шуток, сновидений, и даже невротических симптомов.

Проекция позволяет человеку в своих промахах и неудачах обвинить кого-либо другого (или условия жизни) и таким образом избавить себя от чувства вины.

Замещение заключается в переадресовывании инстинктивного импульса: от угрожающе значимой фигуры к менее угрожающе значимой. Например, после родительского наказания ребенок вымещает гнев на кошке или младшем брате (сиблинге).

Рационализация представляет собой логичную (но ложную) аргументацию, объясняющую собственную неудачу и свое проигрышное положение неблагоприятной ситуацией. Это своего рода психологическое бегство, суждение по принципу «виноград зелен, поскольку он недоступен» (как в басне «Лиса и виноград»); например, женщина (либо мужчина) некрасива/некрасив, поскольку она/он не отвечает взаимностью.

Инвертированная реакция – это защита Эго от запретных импульсов, которая обнаруживается в проявлении обратных действий, разрешенных или допустимых с моральной точки зрения: любовь вместо ненависти, нападки на гомосексуалистов при бессознательном гомоэротизме и т.д.

Регрессия – возврат к ранним, детским моделям поведения – детское выражение обидчивости, детская реакция при тревоге (сосание пальцев, грызение ногтей), ребячливое инфантильное поведение при смущении и т.д.

Отрицание возникает как неадекватная реакция защиты от трагических обстоятельств, например, отказ верить в смерть близкого человека или в угрозу собственной жизни и т.д.

Сублимация, по Фрейду, – единственная адекватная защитная реакция, позволяющая перенаправить запрещенные импульсы Ид в русло социально приемлемых мыслей и действий. При этом энергетический заряд Ид также переключается на иные формы деятельности, что позволит избежать невротических проявлений в поведении. Согласно теории Фрейда, именно сублимация сексуальных инстинктов способствует развитию творческого потенциала личности и в искусстве, и в науке.

Фрейд был не просто основателем психоаналитического направления, он был совершенно непревзойденным толкователем (интерпретатором), что блестяще нашло отражение в ряде его классических работ, в частности, в хрестоматийном и показательном «Случае Доры» (описании истории болезни и аналитического лечения одной из пациенток Ф.), а также в анализе детских воспоминаний (сновидений?) Леонардо да Винчи («Леонардо да Винчи: воспоминания детства») и в психобиографии Ф.М. Достоевского («Достоевский и отцеубийство»).

Знаменательно, что различные формы искусства изобилуют элементами открытой Фрейдом символики и тем самым демонстрируют силу психоаналитического направления. Как писал Л. Триллинг, «поистине можно сказать о Фрейде, что он в конечном итоге сделал для понимания искусства больше, чем кто-либо из писателей со времен Аристотеля».

Да и самому Фрейду был присущ ясный, отточенный, метафорически насыщенный литературный язык, с обращением к ярким образам искусства и мифологии (Нарцисс, царь Эдип, принц Гамлет и т.д.), с редким чувством юмора и глубокой наблюдательностью, что делает чтение его работ не только полезным, но и увлекательным. Достоинства литературного стиля Фрейда были отмечены премией Гёте.

И в заключение: «Нет в Европе в какой бы то ни было области искусства, естествознания или философии ни одного человека с именем, чьи взгляды не подверглись бы, прямо или косвенно, творческому воздействию круга его мыслей, в форме притяжения или отталкивания; идя своим сторонним путем, он неизменно попадал в средоточие жизни – область человеческого. И в то время как специалисты все еще не могут примириться с тем, что его творчество не выдержано в строго-академических формах медицины, естествознания или философии, в то время как тайные советники и ученые все еще яростно спорят об отдельных пунктах и конечной ценности его труда, учение Фрейда давно уже выявилось как непреложно-истинное – истинное в том творческом смысле, который запечатлен в незабываемых словах Гете: “Что плодотворно, то единственно-истинно”» (Цвейг С. «Врачевание и психика», глава «Зигмунд Фрейд»).

Алейникова Татьяна ВениаминовнаД.б.н., профессор Алейникова Т.В.

Сентябрь 2003

Изображения

1., 2. Фотопортреты Зигмунда Фрейда (1900-е и 1930-е).
3. Прославленная «кушетка», неотъемлемый элемент аналитического «сеттинга». Музей З.Фрейда в Вене.
4., 5.  Эдип, разгадывающий загадку Сфинкса, и Нарцисс, влюблённый в собственное отражение. Эти мифологические образы использовались Фрейдом для метафорического обозначения стадий и закономерностей детского развития (так наз. «эдипальная стадия» и «эдипов комплекс»; «нарциссизм»).
6. Сальвадор Дали «Осенний каннибализм» (1936) – аллегория выдающегося испанского сюрреалиста, великолепно иллюстрирующая тезис об «оральной фиксации». Сам Дали признавался, что находил в психоанализе источник вдохновения.

 

Тренинг-интенсив «По дорогам бога Эроса»

Психологическая мастерская Филиппа Филатова представляет: тренинг-интенсив «По дорогам бога Эроса». тема тренинга: «Многообразие сексуального опыта».
Тренинг посвящен методам диагностики и коррекции проблем в сексуальной сфере.
Ведущий: Филипп Робертович Филатов.

Танцевально-экспрессивный тренинг

Приглашаем Вас на авторский Танцевально-экспрессивный тренинг. Уникальный синтез танцевальной терапии и социально-психологического тренинга.
Ведущая — автор метода Татьяна Алексеевна Шкурко.

Сексология, сексопатология и патосексология

Открыт набор в учебную программу «Сексология, сексопатология и патосексология» на базе факультета Психологии, педагогики и дефектологии ДГТУ. Продолжительность программы — 120 часов.

Психологический центр Via Regina в г.Ростове-на-Дону