Британский художник Люсьен Фрейд

Люсьен Фрейд
ВНУК ЗИГМУНДА ФРЕЙДА,
ВЫДАЮЩИЙСЯ БРИТАНСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ
ЛЮСЬЕН ФРЕЙД

 

Люсьен Майкл Фрейд (Lucian Michael Freud; 1922 - 2011) – вероятно, самый знаменитый и преуспевающий из потомков основателя психоанализа. Он давно вошёл в плеяду наиболее влиятельных и всемирно признанных живописцев Великобритании. Наряду с Френсисом Бэконом Люсьен Фрейд по праву считается ключевой фигурой английского изобразительного искусства XX века. Выставки его работ проходят в крупнейших галереях мира.

Л.Фрейд – непревзойденный мастер портретной живописи и обнаженной натуры. За долгие годы творчества он выработал особую и узнаваемую манеру, исследуя и с неповторимой выразительностью воссоздавая в своих полотнах различные, порою шокирующие, аспекты человеческой телесности и интимности. Многие провокативные по духу и виртуозные по технике работы Люсьена Фрейда можно рассматривать как своеобразные живописные иллюстрации к теории его великого деда. Подобно ему, Люсьен Фрейд – смелый новатор и дерзкий культурный провокатор, не признающий конформистских уступок общественному мнению и вкусу; однако если Зигмунд Фрейд, несмотря на мировую славу, большую часть своей жизни провёл в стеснённых материальных обстоятельствах, то его внук является одним из самых дорогооплачиваемых современных художников туманного Альбиона. Так в мае 2008 г. гротескно-раблезианское полотно Л.Фрейда «Спящая работница социальной службы» было продано по рекордной цене в 33 миллиона 600 тысяч долларов. А на февральском аукционе Christie’s в 2009 г. его работа числилась первой в списке наиболее значимых произведений визуального искусства, и уже за ней следовали творения прославленных Дэмиена Хёрста и Энди Уорхола.

Люсьен Фрейд

Люсьен Фрейд родился 8 декабря 1922 г. в Берлине. Его отец – архитектор Эрнст Фрейд (1892 – 1970), сын З.Фрейда; мать Люси Фрейд, в девичестве Браш. Семья Люсьена переехала в Великобританию из Германии в 1933 г. в связи с приходом  к власти нацистов. В том же году будущий художник получил британское гражданство. Люсьен обучался в Central School of Art (Лондон), East Anglian School of Painting and Drawing (Дедхем, Эссекс), Goldsmiths College (Лондон). Первая персональная выставка художника состоялась в Lefevre Gallery в 1944 г. Ранние работы Люсьена Фрейда принято относить к сюрреализму. В конце 1940-х гг. он начинает работать как портретист и вскоре завоевывает славу одного из лучших современных мастеров в области фигуративной живописи.

Люсьен ФрейдЛюсьен Фрейд

В 1951 г. состоялась этапная выставка Люсьена Фрейда «Interior at Paddington» в Walker Art Gallery (Ливерпуль). Вскоре после этого его творчество было отмечено наградой на Festival of Britain. Среди его ранних работ примечательны «Спящая обнажённая» и «Девушка с белым псом» (1951 – 1952), для которой позировала первая жена художника Кэтлин Эпштейн. Уже в 1950-е гг. Фрейд выработал свой характерный стиль: закрытые интерьеры, служащие условной декорацией без каких-либо внятных признаков эпохи; приглушённые цвета и корпусные мазки, рельефно подчёркивающие фактуру; густые слои краски, создающие эффект особой плотности изображения; персонажи в дремотном или бессознательном состоянии, обязательно с чёткой прорисовкой всех мышц, морщин и шероховатостей выставленного напоказ тела. Присущая Фрейду живописная манера при всей вариативности тем и сюжетов остаётся неизменной, а однажды установленные им принципы композиции последовательно воспроизводятся из года в год и из десятилетия в десятилетие.

Люсьен ФрейдЛюсьен Фрейд

Люсьен Фрейд не склонен к лаконизму и обобщённости в изображении человеческого тела; для него главное – существенное и сущностное – в подробностях и деталях. Художник кропотливо прорисовывает всё, что принято утаивать, опускать, выносить за скобки, от чего «ценитель прекрасного» стремится абстрагироваться ради обретения идеальной и строгой художественной формы. Такая дотошность, пристальность взгляда и «аналитичность» внука-живописца вызывает ассоциацию с лучшими образцами научного дискурса, оставленными его великим дедом. Л.Фрейд не боится с предельной микроскопической точностью и скрупулёзностью показать нечто безобразное и отвратительное с точки зрения привычных эстетических стандартов и эталонов, причём делает это так, что зритель с живым и здоровым интересом рассматривает и изучает те секреты и нюансы человеческой телесности, от которых в повседневности привык отводить взгляд. Примечательно, что Люсьен Фрейд признан первоклассным мастером изображения кожи: мало кто в современной фигуративной живописи так виртуозно передаёт её фактуру, жировые складки, неровности, дефекты, пигментные пятна (недаром один из посвящённых художнику симпозиумов так и назывался: «Кожа»).

Люсьен Фрейд

Фрейд – художник ощутимой фактуры. Для него зримое неотделимо от осязаемого, и, кажется, что плоть не просто мастерски отображается им, но присутствует – дышит, потеет, лоснится – на его полотнах, рассчитанных на мультисенсорное зрительское восприятие. Даже гротескные и сюрреалистические сюжеты он пишет с такой достоверностью, что возникает соблазн отнести его к реалистической школе. Однако в попытках точно определить его стиль и связать творчество мастера с конкретной традицией не избежать путаницы: Фрейда можно назвать и экспрессионистом, и экзистенциалистом в живописи, и провозвестником постмодернизма. Болезненная обнажённость, беззащитность и предельно остро переживаемое одиночество соседствуют у него с иронией и гротеском; психологическая глубина – с кропотливой отделкой деталей поверхностного слоя; чувственность – с холодной отстранённостью. Критики ограничиваются отнесением художника к так наз. «лондонской школе», наиболее ярким и характерным представителем которой он и является.

Люсьен ФрейдЛюсьен Фрейд

 Люсьен ФрейдЛюсьен Фрейд

 Люсьен Фрейд

Люсьен Фрейд как-то обмолвился, что он пишет людей не такими, какие они есть или хотели бы быть, а такими, какими они могли бы оказаться. Иными словами, художник показывает скрытую в нас возможность телесного опыта или самопредъявления, которую мы не всегда готовы или согласны воплотить по эту сторону полотна.

Люсьен ФрейдЛюсьен Фрейд

Для определения художественного метода Люсьена Фрейда допустимо использовать слово, вполне применимое и по отношению к исследовательской стратегии его великого предка, вскрывавшего тёмные механизмы бессознательной душевной жизни, – «разоблачение». Основной предмет эстетических изысканий художника – не просто обнажённая натура («обнажёнка», пользуясь сленгом), а именно «разоблачённая телесность». Это может как притягивать, так и отталкивать в его творчестве; мы оказываемся перед выбором: согласиться на очередное разоблачение или уклониться от него. Таким образом, в отношении к творчеству младшего Фрейда отражается наше отношение к конкретным аспектам и возможностям телесного в нас и в мире (также как в нашем отношении к доктрине «дедушки Фрейда» выражается более общее отношение к проблемам иррационального, бессознательного и инстинктивного). Ключевую же идею многих полотен Люсьена вмещает и лаконично передаёт часто цитируемый афоризм Зигмунда: «Анатомия – это судьба». Тусклые и порой мрачноватые композиции британского мастера – разнообразные вариации на тему связи тела и человеческого удела, плоти и участи.

Люсьен ФрейдЛюсьен Фрейд

«Тело» Люсьена Фрейда – таинственное означающее, иероглиф, ожидающий дешифровки. Что выражает этот конкретный жест, это скрещение рук или ног, этот ракурс, это объятие и даже расположение двух или нескольких фигур – мужчин и женщин, людей и животных – в едином пространстве? Непосредственное, яркое, часто шокирующее впечатление переходит в интерпретацию, в попытку понять, о чём говорит со мной это тело, какое послание адресовано мне. Работы Фрейда по «семиотическому» принципу можно условно подразделить на две категории. На полотнах первой гримасы, жесты и позы индивидуализированы и служат ключами к пониманию субъективных переживаний, скрытых от праздного наблюдения и проявляющихся лишь в уединении, в «единоличье чувств», в одиночестве. Это метки и знаки сокровенно-телесного. В работах же второй категории различные детали и нюансы физического облика представлены как обезличенные символы универсально-телесного, человеческой плоти как таковой. Так, благодаря аналитической работе живописца, в индивидуальном телесном опыте обнаруживается общевидовое, родовое или архетипическое (к примеру, поза зародыша или самообъятие выражают нечто большее, чем чье-либо субъективное состояние – они отсылают нас к бессознательным первоистокам нашего существования).

Люсьен Фрейд способен заставить по-новому заговорить некогда сакральные, а ныне привычные и шаблонные иконические символы. Достаточно вспомнить воспринятый многими как вызов образ королевы Елизаветы II, которую художник писал в период с мая 2000 г. по декабрь 2001 г. и которая предстала на одном из его портретов в маске вождя индейского племени. Фрейду удаётся сочетать в своём творчестве непосредственно-сенсорное, аффективно-чувственное и аналитическое, что и позволяет ему, используя годами отработанные художественные приёмы и матрицы, создавать многоплановые и интригующие произведения. Он мастерски синтезирует классические, авангардные и постмодернистские формы визуального искусства, благодаря чему давно причислен к лику неканонических прижизненных классиков.

Немногие мастера удостаивались такого почёта и признания. Работы Люсьена Фрейда выставлены в знаменитом семейном музее Wallace Collection (Лондон), – до него в этих залах ни один из современных художников еще не экспонировался. В 2002 г. Лувр вместе с Объединением национальных музеев организовал на одной из главных выставочных площадок Парижа, в Гранд Пале (Grand Palais), «выставку Констебла подбора Люсьена Фрейда», что означало: один великий английский живописец имеет честь быть представленным французской публике другим великим английским живописцем. Иными словами, сегодня фамилия Фрейд ассоциируется с выдающимися достижениями не только в психологии, но и в сфере изобразительного искусства.

 

Материал подготовил Ф.Р. Филатов

Люсьен Фрейд
 

Другие работы Люсьена Фрейда представлены в галерее сайта