Психология и кино
Психологический киноклуб
Авторское кино – это не только источник эстетического наслаждения для подготовленного зрителя, но и обширное поле смыслов, концептов, символов, побуждающих к рефлексии, анализу и интерпретации. Не случайно вошло в обиход менее строгое обозначение этой художественной сферы – «интеллектуальное кино».
В рамках Психологического дискуссионного киноклуба вы имеете возможность обсудить и осмыслить психологические и философские проблемы сознания и бытия человека в мире, а также собственные чувства и ассоциации, соприкоснувшись с символическим материалом шедевров мирового кинематографа (фильмы И. Бергмана, Ж.-Л. Годара, Л. Бунюэля, М. Антониони, Л. Висконти, Ф. Феллини, Й. Стеллинга, Д. Джармена, П. Гринуэя, П. Альмадовара, Дж. Джармуша, Л. фон Триера, С. Параджанова, К. Муратовой, А. Сокурова и многих других).
Дискуссионный киноклуб – это возможность не только разделить с другими сильные эстетические чувства и переживания, но и своеобразный тренинг аналитического мышления, способствующий развитию у участников навыков многопланового истолкования сложного и глубокого художественного творения, через которое конкретный автор выстраивает коммуникацию со зрителем на символическом уровне. Изощренные приемы символизации, применяемые в авторском кинематографе, позволяют провести аналогию между анализом фильмов, относящихся в сфере так наз. «другого кино», и анализом сновидений: и в первом, и во втором случае могут использоваться различные объяснительные модели и герменевтические стратегии. Живая дискуссия позволяет воочию увидеть столкновение альтернативных интерпретаций и способов понимания символического ряда выбранной для обсуждения кинокартины. Подчас бурный диспут, напоминающий спор, постепенно перерастает во взаимообогащающий диалог, в котором различные версии, идеи, теоретические конструкции и ассоциации дополняют друг друга, создавая эффект стереоскопического восприятия того, что происходит на экране и по эту сторону экрана.
Психологический анализ и обсуждение в дискуссионной группе выдающихся произведений авторского кинематографа, как правило, строится согласно следующей условной схеме: эмоциональные отклики и чувства, вызванные просмотренным фильмом, – свободные ассоциации – интерпретации – прояснение и расширение социокультурного контекста – экзистенциальное осмысление…
Психоанализ искусства (согласно учениям З. Фрейда, К.Г. Юнга и др. классиков этого жанра) переплетается с элементами группового анализа и дополняется философскими, культурологическими, искусствоведческими комментариями. В ходе обсуждения в фокусе может оказаться не только содержание кинофильма, но и инициированный им групповой процесс. Дискуссия, как правило, носит междисциплинарный характер и не ограничивается какой-либо одной («единственно верной») системой интерпретаций. Приводится также биографическая информация об авторах обсуждаемых киношедевров (ключевые события их творческой жизни) и известных откликах на конкретный фильм (кинопресса, призы, общественный резонанс, влияние на последующее развитие киноискусства).
Мы приветствуем все виды психологического анализа без штампов и диагнозов.
Запись на киноклуб
Контакты
На фото: Ж.-Л. Годар, И. Бергман, А.Н. Сокуров
Выражаю признательность Льву Аркадьевичу Хегаю, организовавшему в Ростове-на-Дону в конце 1990-х – начале 2000-х гг. серию семинаров «Глубинная психология и кино» и предоставившему мне возможность познакомиться с такими шедеврами некоммерческого кинематографа, как «Мистерии организма», «Сладкий фильм», «Священная гора», «Крот», «Элкерлик», «Прошлым летом в Мариенбаде» и др. (Ф.Р. Филатов)