Семейная психотерапия
В свете системно-структурного подхода семья рассматривается как единая, организмическая, самоорганизующаяся и саморазвивающаяся открытая система, находящаяся в постоянном взаимообмене энергией и информацией со своим социальным окружением. Это сложный конгломерат динамических элементов, связей, структур, паттернов коммуникации и взаимодействия, а также подсистем (прародительская, супружеская, детско-родительская), между которыми выстроены определенные отношения. Как любая открытая система, семья характеризуется тремя свойствами: целостностью, структурой и эквифинальностью.
1) семья как целое больше, чем сумма ее частей, свойства этого целого несводимы к свойствам отдельных структурных элементов (например, к психологическим особенностям отдельных членов семьи);
2) все элементы и процессы этого целого взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Систему образуют взаимозависимые элементы, характеризующиеся взаимной каузальностью (так наз. «взаимный детерминизм»); их динамическая связь обеспечивает относительную устойчивость системы во времени. «Поведение» семейной системы в целом закономерно и целесообразно, а источник ее преобразований – внутри нее самой.
Все происходящее в семье, согласно данному подходу, определяется двумя тенденциями:
1) стремлением поддерживать гомеостазис (стабильность и постоянство внутренних параметров и структурных связей) системы и 2) стремлением к изменениям и развитию (гетеростазис).
Все члены семьи поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не исключительно под влиянием своих индивидуальных потребностей и побуждений. Система первична по отношению к входящим в нее элементам и детерминирует их. Поэтому объектом психологического вмешательства является вся семейная система в целом, а не отдельный член семьи, как элемент этой системы.
Реализуя интерперсональный подход, Натан Аккерман ввел понятие взаимосвязанных патологий (Interlocking Pathologies). Этот термин означает связь индивидуальных дисфункциональных состояний одного члена семьи с состояниями, действиями и интеракциями др. ее членов. Выражаясь метафорически, причины индивидуальной проблемы теряются в недрах крайне разветвленной «грибницы» семейных взаимоотношений. Аккерман наблюдал эти перепутавшиеся корни проблем и дисфункций в семейной системе и убедился в том, что они, в основном, не осознаются членами семьи.
Согласно принципу циркулярности, все, что происходит в семье, подчиняется не линейным, а циркулярным закономерностям. Под циркулярностью понимается круговая взаимозависимость всех членов семьи, их актуальных состояний, поступков, решений, проблем и симптомов. Так наз. циркулярное мышление кардинально отличается от традиционной каузальной логики (теории причинности), из которой исходят медицинские модели терапии с их «историями болезни» и психоанализ с его техниками реконструкции раннего опыта и возрастной регрессии. Вместо выстраивания линейных причинно-следственных связей («цепочек») и поиска исторической первопричины симптома или дисфункции, циркулярно мыслящий психолог фокусируется на эффектах взаимообусловленности, отмечая, как каждый член семьи влияет на каждого и на систему в целом, одновременно испытывая аналогичное множественное и интегральное влияние. Так, изменения в поведении или в образе жизни одного из членов семьи прямо или косвенно провоцируют изменения в поведении, а также в чувствах, решениях, взаимодействиях других членов; эти спровоцированные изменения в семейном окружении, в свою очередь, оказывают воздействие на того, кем они были вызваны, – и круг замыкается. Паттерны подобных взаимовлияний могут циклически воспроизводиться в жизни семейной системы. Умение их выявлять и анализировать – важнейший навык системного психолога.
Принцип гипотетичности состоит в том, что вся работа системного психолога строится как последовательная проверка гипотезы о цели и смысле семейной дисфункции.
Ради чего в данной семье происходит то, что происходит? Как определенная дисфункция используется системой для сохранения status quo и поддержания гомеостазиса?
Какова функция конкретного симптома в структуре внутрисемейных коммуникаций и взаимодействий?
Общение психолога с семьей направляется поиском ответов на эти и подобные вопросы.
Гипотезы, которые выдвигает и верифицирует психолог, должны быть не линейными, а циркулярными, системными. Системная гипотеза описывает целостную ситуацию в семье, ее факторы, предпосылки и циркулярные механизмы, а не поведение отдельных членов семьи. Формулировка системной гипотезы является навыком профессионального мышления, специфичным для данного вида психокоррекционной практики.
Среди выдающихся представителей описанного направления следует отметить Г.Бейтсона, М.Боуэна, С.Минухина, В.Сатир, Дж.Хейли, К.Витакера.
На фото: примеры использования символических объектов (фигурок) в работе с семьей для прояснения характера внутрисемейных взаимоотношений и взаимодействий.
1. Распределение ролей и характер взаимоотношений в семейной диаде.
2. Формирование треугольника: втягивание ребенка в конфликт взрослых. Аллигатор и гиппопотам – родители, совёнок – ребёнок.