Семейная психотерапия

Семейная психотерапия, или Системная семейная психокоррекция является инновационным подходом в сфере психологической практики, ориентированным на работу не с отдельными клиентами как с изолированными личностями (субъектами), но с целостными семейными системами, и ставящим целью преобразование сложившихся в этих системах дисфункциональных структур, патогенных отношений, паттернов коммуникации и взаимодействия. Семейная психотерапия сформировалась сравнительно недавно, полвека назад; она начала складываться в 1950-е гг. в психологических и психиатрических центрах США. Предметом изучения и объектом воздействия в системной семейной психокоррекции выступает система семейных отношений.
семейный психолог ростовСемейная психотерапия складывается под влиянием общей теории систем, теорий коммуникации и кибернетики. Ключевым для системной семейной психокоррекции (психотерапии) становится емкое понятие «семейной системы».
В свете системно-структурного подхода семья рассматривается как единая, организмическая, самоорганизующаяся и саморазвивающаяся открытая система, находящаяся в постоянном взаимообмене энергией и информацией со своим социальным окружением. Это сложный конгломерат динамических элементов, связей, структур, паттернов коммуникации и взаимодействия, а также подсистем (прародительская, супружеская, детско-родительская), между которыми выстроены определенные отношения. Как любая открытая система, семья характеризуется тремя свойствами: целостностью, структурой и эквифинальностью.
Целостность семьи означает, что семейную систему образуют устойчивые взаимоотношения и взаимодействия, а не просто некоторое количество людей. Под структурой подразумевается определенный, характерный для данной системы принцип связи элементов, определяющий все происходящее в семье, постоянные взаимодействия между членами семьи и повторяющиеся паттерны таких взаимодействий. Эквифинальность – это качество семейной системы, благодаря которому она функционирует независимо от первоначальных причин своего возникновения и может изменяться под влиянием текущих факторов. Семейные системы не определяются только своими исходными параметрами и предпосылками. Это свойство делает их гибкими, пластичными, проницаемыми для психологического влияния и способными к преобразованию.
Системный взгляд на семью исходит из следующих положений общей теории систем, конкретизированных применительно к семейной системе:
1) семья как целое больше, чем сумма ее частей, свойства этого целого несводимы к свойствам отдельных структурных элементов (например, к психологическим особенностям отдельных членов семьи);
2) все элементы и процессы этого целого взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
семейный психолог ростовСистему образуют взаимозависимые элементы, характеризующиеся взаимной каузальностью (так наз. «взаимный детерминизм»); их динамическая связь обеспечивает относительную устойчивость системы во времени. «Поведение» семейной системы в целом закономерно и целесообразно, а источник ее преобразований – внутри нее самой.
Все происходящее в семье, согласно данному подходу, определяется двумя тенденциями:
1) стремлением поддерживать гомеостазис (стабильность и постоянство внутренних параметров и структурных связей) системы и 2) стремлением к изменениям и развитию (гетеростазис).
Все члены семьи поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не исключительно под влиянием своих индивидуальных потребностей и побуждений. Система первична по отношению к входящим в нее элементам и детерминирует их. Поэтому объектом психологического вмешательства является вся семейная система в целом, а не отдельный член семьи, как элемент этой системы.
Семейная психотерапия может быть охарактеризована как попытка модификации взаимоотношений и интеракций людей в контексте их семейной системы как единого целого. В семейной психокоррекции любое симптоматическое поведение или нарушение функционирования рассматривается как результат затрудненного (дисфункционального) взаимодействия, а не как сугубо индивидуальная характеристика того или иного члена семьи. Иными словами, семейная психокоррекция характеризуется интерперсональным, а не интрапсихическим подходом.
Реализуя интерперсональный подход, Натан Аккерман ввел понятие взаимосвязанных патологий (Interlocking Pathologies). Этот термин означает связь индивидуальных дисфункциональных состояний одного члена семьи с состояниями, действиями и интеракциями др. ее членов. Выражаясь метафорически, причины индивидуальной проблемы теряются в недрах крайне разветвленной «грибницы» семейных взаимоотношений. Аккерман наблюдал эти перепутавшиеся корни проблем и дисфункций в семейной системе и убедился в том, что они, в основном, не осознаются членами семьи.
семейный психолог ростовТеории системной психокоррекции сходятся в том, что рассматривают единый семейный процесс коммуникации или взаимодействия, в котором каждый член семьи играет определенную роль / выполняет свою функцию в поддержании системы. «Идентифицированный пациент» (обратившийся за помощью, страдающий член семьи) может рассматриваться в качестве «проблемы», но «причиной» является сама дисфункциональная семейная система. Задача семейного психолога заключается в изменении этой системы посредством соответствующих вмешательств.
Системная семейная психотерапия базируется на принципах циркулярности, нейтральности и гипотетичности.
Согласно принципу циркулярности, все, что происходит в семье, подчиняется не линейным, а циркулярным закономерностям. Под циркулярностью понимается круговая взаимозависимость всех членов семьи, их актуальных состояний, поступков, решений, проблем и симптомов. Так наз. циркулярное мышление кардинально отличается от традиционной каузальной логики (теории семейный психолог ростовпричинности), из которой исходят медицинские модели терапии с их «историями болезни» и психоанализ с его техниками реконструкции раннего опыта и возрастной регрессии. Вместо выстраивания линейных причинно-следственных связей («цепочек») и поиска исторической первопричины симптома или дисфункции, циркулярно мыслящий психолог фокусируется на эффектах взаимообусловленности, отмечая, как каждый член семьи влияет на каждого и на систему в целом, одновременно испытывая аналогичное множественное и интегральное влияние. Так, изменения в поведении или в образе жизни одного из членов семьи прямо или косвенно провоцируют изменения в поведении, а также в чувствах, решениях, взаимодействиях других членов; эти спровоцированные изменения в семейном окружении, в свою очередь, оказывают воздействие на того, кем они были вызваны, – и круг замыкается. Паттерны подобных взаимовлияний могут циклически воспроизводиться в жизни семейной системы. Умение их выявлять и анализировать – важнейший навык системного психолога.
Другой принцип семейной психокоррекции – сохранение психологом нейтральной позиции в работе с семьей. Следующий принципу нейтральности психолог выражает эмпатию и обеспечивает возможность говорить и быть услышанным и понятым в равной степени каждому члену семьи, не присоединяясь внутренне ни к кому и не занимая ни одну из сторон в конфликте. Принцип нейтральности – это принцип равномерно распределенного внимания и предоставления равных возможностей. Типичная ошибка, связанная с потерей нейтральности, – это стремление психолога всегда быть «на стороне ребенка», поскольку, как это декларируется в нашей культуре, «дети – главная ценность жизни» и «дети, прежде всего, нуждаются в помощи в силу своей беззащитности и зависимости». Создавая коалицию с ребенком и демонстрируя «психологически более верную» форму обращения с ним, психолог фактически утверждает свою сверхкомпетентность и превосходство над родителями, что вызывает естественное сопротивление, тревогу и беспокойство, которые могут привести к резкому прерыванию коррекционной работы.
семейный психолог ростовПринцип гипотетичности состоит в том, что вся работа системного психолога строится как последовательная проверка гипотезы о цели и смысле семейной дисфункции.
Ради чего в данной семье происходит то, что происходит? Как определенная дисфункция используется системой для сохранения status quo и поддержания гомеостазиса?
Какова функция конкретного симптома в структуре внутрисемейных коммуникаций и взаимодействий?
Общение психолога с семьей направляется поиском ответов на эти и подобные вопросы.
Гипотезы, которые выдвигает и верифицирует психолог, должны быть не линейными, а циркулярными, системными. Системная гипотеза описывает целостную ситуацию в семье, ее факторы, предпосылки и циркулярные механизмы, а не поведение отдельных членов семьи. Формулировка системной гипотезы является навыком профессионального мышления, специфичным для данного вида психокоррекционной практики.
Среди выдающихся представителей описанного направления следует отметить Г.Бейтсона, М.Боуэна, С.Минухина, В.Сатир, Дж.Хейли, К.Витакера.
Системная семейная психотерапия характеризуется многообразием оригинальных и специфичных методов и технологий психокоррекционного воздействия (системных интервенций). Широкое признание и популярность получили, в частности, такие техники, как «скульптура семьи», проективная работа с символическими объектами (фигурками), ролевые игры, расстановки, парадоксальные предписания (провокативные домашние задания, которые выполняются всеми членами семьи).

 

На фото: примеры использования символических объектов (фигурок) в работе с семьей для прояснения характера внутрисемейных взаимоотношений и взаимодействий.

  1. Распределение ролей и характер взаимоотношений в семейной диаде.



2. Формирование треугольника: втягивание ребенка в конфликт взрослых. Аллигатор и гиппопотам – родители, совёнок – ребёнок.

3. Динамика конфликта: разрыв коммуникации.

4. Проявление симптомов и их функция в системе отношений: болезни ребенка способствуют сплочению конфликтующих родителей и перенаправлению их агрессии на «борьбу с недугом» (ящерица и лягушка символизируют в этой композиции симптомы ребенка).

5. Ресурсы семейной системы: чувство юмора, семейные праздники, традиции.

См. также: Системная семейная терапия Мюррея Боуэна

Семейный психолог в Ростове

Помощь психолога в Ростове

Оргсобрание для студентов Спецфакультета психокоррекции

18 сентября 2021 в 11:00 состоится Оргсобрание для студентов Спецфакультета психокоррекции, глубинной психологии и психоанализа. Приглашаются все, кто планирует зачисление на Спецфакультет или хочет получить исчерпывающую информацию о программах обучения. Вход свободный.

Летняя школа Филиппа Филатова

Летняя школа Филиппа Филатова: «АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ И ПСИХОДРАМА СНОВИДЕНИЙ». 16 — 18 июля 2021, база Белые скалы, пос. Псебай. Оптимальное сочетание групповой работы, поведенческого, ролевого тренинга и увлекательного летнего отдыха.

СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

19 — 20 июня 2021 состоится тренинг «ШЁПОТЫ И КРИКИ: РАБОТА С КОММУНИКАТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ». Интегративные техники психокоррекции в семейной и супружеской системе.
Ведущий: Филатов Филипп Робертович.