Спецфакультет психокоррекции, глубинной психологии и психоанализа
Приглашаем всех желающих получить психологическое образование
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ, ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ
Программы переподготовки государственного образца «Глубинная психология и психоанализ» и «Современные психотерапевтические практики» направлены на получение знаний и выработку практических навыков в области психологического консультирования и психокоррекции.
На сегодняшний день проект реализуется на базе Факультета психологии, педагогики и дефектологии Донского государственного технического университета (ДГТУ) при участии Ростовского отделения Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии (ЕКПП-Россия). Автором проекта и менеджером учебных программ Спецфакультета с 2002 года по настоящее время является кандидат психологических наук, доцент факультета психологии, педагогики и дефектологии ДГТУ Филипп Робертович Филатов.
Образовательный проект «Психокоррекция, глубинная психология и психоанализ» призван обеспечивать комплексное и систематическое психологическое образование в области
— глубинной психологии,
— теоретического, клинического и прикладного психоанализа,
— различных направлений и школ психокоррекционной практики, как родственных, так и альтернативных психодинамической терапии.
Программа обучения преимущественно рассчитана на специалистов «помогающих» профессий (психологи, психотерапевты, медики, социальные работники и др.); обязательное условие обучения – наличие высшего образования в сфере психологии, педагогики, медицины, философии, социологии или др. гуманитарных наук. В образовательных мероприятиях могут также принимать участие студенты естественнонаучных и гуманитарных факультетов ВУЗов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- система научных и философских идей, во многом предопределивших характер гуманитарного знания XX столетия;
- исследовательский подход, предполагающий признание действенности бессознательных факторов поведения и развития индивида и группы, и предлагающий специфические методы их изучения;
- устойчивая герменевтическая традиция, направленная на раскрытие глубинного (неосознаваемого) смысла психических и культурных феноменов;
- клиническая/психотерапевтическая практика, призванная компенсировать глубинные эмоционально-волевые, поведенческие и личностные нарушения психогенной природы;
- первичная или исходная форма психотерапии и, шире, психологической помощи в ее современном (немедицинском) понимании.
- методология самопознания, самораскрытия и личностного роста.
Основная цель проекта – обеспечение высокого академического уровня преподавания в сфере психокоррекции, глубинной психологии и психоанализа согласно международным образовательным стандартам; интеграция теоретических, методологических и практических знаний в рамках комплексных учебных занятий, проводимых как в лекционной (аудиторной), так и в активно-тренинговой форме.
1. Освоение студентами базовых знаний, навыков и технических приемов классического и современного психоанализа, а также других (альтернативных) школ психокоррекции, согласно международным образовательным стандартам.
2. Применение подходов и достижений различных школ глубинной психологии и, шире, психокоррекционной практики для решения конкретных научно-практических и научно-исследовательских задач.
3. Организация и проведение постоянно действующих семинаров, конференций, аналитических групп, мастер-классов и других образовательных мероприятий, посвященных проблемам и перспективам современного психоанализа, с участием ведущих специалистов России и мирового психоаналитического сообщества.
4. Прохождение студентами курсов индивидуального и группового психоанализа для достижения внутриличностной стабилизации и гармонизации межличностных отношений как базовых условий душевного здоровья и эффективной профессиональной деятельности.
5. Включение студентов в аналитически-ориентированную психологическую практику; обеспечение им профессиональной помощи, супервизии и сопровождения в работе по профилактике и коррекции глубинных нарушений психического здоровья и развития личности.
6. Подготовка и публикация статей, методических пособий и других материалов по вопросам развития глубинной психологии, психокоррекции и психоаналитического образования в России.
7. Сертификация специалистов согласно действующим образовательным стандартам. Психологическое образование включает освоение трех модулей:
Модуль 1. Введение в специальность. Теоретические основы классического психоанализа и других школ глубинной психологии, современный психоанализ.
Модуль 2. Введение в аналитически-ориентированную психологическую практику. Прикладной психоанализ и клинические аспекты психокоррекцонной работы.
Модуль 3. Альтернативные психоанализу направления психотерапии, психокоррекции и психологической помощи.
По окончании курса студенты, успешно завершившие обучение, получают
- диплом о переподготовке государственного образца по направлению «Глубинная психология, психокоррекция и психоанализ»
- и диплом о переподготовке государственного образца по направлению «Современные психотерапевтические практики».
Психологическое образование предполагает не только усвоение знаний, теоретических положений и концепций, составляющих ядро психоаналитического учения и других направлений психокоррекции, но и выработку навыков аналитической и психокоррекционной работы в рамках практических занятий, прохождение индивидуальных аналитических сессий, групп самопознания и личностного роста.
Учащиеся, начинающие практическую деятельность согласно психоаналитическим (и/или другим) методикам, получают профессиональную помощь в форме индивидуальных и групповых супервизорских сессий.
Подготовка по проекту «Психокоррекция, глубинная психология и психоанализ» имеет преимущественно прикладную направленность и предполагает последующее применение психоаналитической теории:
— в научной деятельности, при решении исследовательских задач;
— в преподавательской деятельности, при чтении лекций и проведении семинаров;
— в индивидуальной психологической практике, в целях профилактики и коррекции нарушений психического здоровья и развития личности;
— в семейном консультировании и в семейной психотерапии, в целях гармонизации межличностных (детско-родительских, супружеских, межпоколенческих) взаимоотношений.
— в групповой тренинговой и психокоррекционной работе, в целях стабилизации и развития внутригрупповых отношений.
По окончании обучения по программам выпускники демонстрируют знания:
— теории, методологии и техники классического психоанализа Зигмунда Фрейда;
— теории, методологии и техники других, альтернативных фрейдизму, школ глубинной психологии и психодинамической терапии;
— истории становления психоанализа, различных школ и направлений глубинной психологии; их современного состояния;
— основ неврозологии, психиатрии, клинической психологии, сексологии, сексопатологии и др., указанных в программе, смежных дисциплин;
— основ патодиагностики, психоаналитической диагностики, классификации психических нарушений и дисфункций;
— философских и социально-правовых оснований психотерапии и других форм психологической помощи;
— основных принципов психотерапии, индивидуальной психокоррекции, психологического консультирования, психотренинга и различных форм групповой работы;
— основных положений и методов одной из предложенных систем психокоррекции, альтернативных психоанализу (по выбору);
— теории и техники групповой аналитической работы.
К окончанию обучения выпускники вырабатывают такие профессионально-значимые личностные качества, как:
— способность к профессиональной рефлексии и самоанализу;
— психологическая готовность к применению полученных знаний в условиях конкретной практической деятельности;
— способность (и готовность) к аналитической работе с материалом индивидуального или группового бессознательного;
— способность реалистично оценивать собственные возможности и компетентность в конкретной сфере профессиональной деятельности и осуществлять ее рациональную организацию и планирование;
— умение находить социально приемлемые организационные формы практического применения полученных знаний;
— открытость новому профессиональному опыту, готовность к дискуссии и обмену опытом в психологическом сообществе.
По окончании обучения выпускники демонстрируют навыки и умения:
— устанавливать позитивный и доверительный контакт с клиентом (раппорт) и заключать договор об оказании аналитически ориентированной психологической помощи (альянс);
— проводить психоаналитическую диагностику, в том числе, первичное психоаналитическое интервью;
— выбирать наиболее адекватные клиентскому запросу и эффективные методы индивидуальной и групповой работы;
— в процессе работы с клиентом или группой способствовать преодолению психологического сопротивления и прояснению проблемной ситуации;
— своевременно и гибко осуществлять аналитическую интервенцию;
— оказывать эффективную психологическую поддержку клиентам, переживающим психотравму и кризис;
— формировать у клиентов устойчивый продуктивный контакт с бессознательным (Самостью и другими глубинными структурами психики);
— развивать способность клиента активизировать внутриличностные ресурсы и самостоятельно разрешать психологические конфликты;
— отслеживать и прорабатывать реакции «переноса – контрпереноса» в аналитическом процессе;
— представлять случаи из аналитической практики для обсуждения на супервизорских и балинтовских группах (группах М. Балинта);
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНЫХ РАБОТ
- представление итогового реферата (литобзора) и эссе;
- участие в работе групп самопознания и личностного роста;
- документально подтвержденное прохождение психологической практики в одной из предложенных реабилитационных служб города и области (на выбор);
- практика первичного интервью: проведение не менее 5 сеансов первичного психоаналитического интервью, подтверждаемых документально (результаты обсуждаются и оцениваются ведущим куратором-супервизором);
- описание и представление случая аналитически-ориентированной психологической помощи на супервизорской или баллинтовской группе;
- прохождение курса индивидуальной аналитически-ориентированной психотерапии;
- предъявление характеристики куратора-супервизора или научного руководителя.
Для допуска необходимо выполнение, как минимум, двух указанных пунктов.
Выпускная работа должна быть структурирована / оформлена согласно существующим стандартам и представлена в указанные сроки для прохождения рецензирования.
Основой выпускной работы может стать:
— теоретический анализ научно-исследовательских и методологических проблем глубинной психологии, ее актуального состояния;
— история становления психоаналитических идей и школ глубинной психологии;
— грамотно спланированное и корректно проведенное эмпирическое исследование;
— феноменологическое описание и анализ случая работы с клиентом или группой;
— анализ результатов встроенного наблюдения за ребенком на определенной стадии его развития;
— анализ результатов клинического наблюдения;
— психоанализ социокультурных (культурно-исторических) явлений и закономерностей, феноменов обыденного / массового сознания, продуктов культуры и творчества.
Специальное предложение: программа повышения квалификации государственного образца «Сексология, сексопатологияи патосексология».
- «Сексология как наука».
- «Физиология мужской и женской половой системы».
- «Развитие сексуальности».
- «Нарушения психосексуального развития».
- «Сексуальные дисфункции».
- «Сексуальные девиации».
- «Психологическое консультирование в сексологии».
- «Основы супружеской терапии».
Продолжительность программы — 120 часов.
По окончании выдается удостоверение о повышении квалификации государственного образца.
Программа обеспечивает:
- формирование у слушателей профессиональной компетентности и навыков успешного решения практических задач в сфере сексологии – науки о нормальной сексуальности человека, её закономерностях, механизмах и практиках;
- формирование у слушателей профессиональной компетентности и навыков успешного решения практических задач в сфере сексопатологии и патосексологии, сексуальных дисфункций и девиаций.
Полученное психологическое образование может эффективно использоваться в практике семейной психотерапии и супружеского консультирования, в психоанализе, в педагогической практике, затрагивающей актуальные вопросы психосексуального развития, в работе с супружескими дисфункциями и любовными зависимостями.
Ведущая программы – Аленникова Лана Станиславовна (Ростов-на-Дону), опытный семейный психолог, консультант, психотерапевт, ученица Александра Полеева (лауреат премии Американской Ассоциации Сексологов, г. Москва).
Руководитель программы – Филатов Филипп Робертович, кандидат психологических наук, вице-президент Российского отделения Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Татьяне Вениаминовне Алейниковой, Виктору Ивановичу Николаеву, Сергею Лаврентьевичу Ульяницкому.