Самостоятельная работа студентов

психоанализ ростовУважаемые студенты

Спецфакультета психокоррекции,
глубинной психологии и психоанализа!
Для закрепления полученных знаний и отработки навыков аналитического мышления вам предлагается подготовить письменную работу (эссе) на одну из перечисленных ниже тем или выбрать собственную тему по освоенному учебному материалу.

Подготовленную работу Вы сможете доложить на осенней студенческой конференции.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

I. Классический психоанализ: теория и методология

1.1. Проблема бессознательного в западной философии,
литературе и культуре XIX – XX вв.1.2. У истоков психоанализа: «катартический метод» Йозефа Брейера – Зигмунда Фрейда.1.3. «Толкование сновидений» Зигмунда Фрейда: «коперниковский поворот» в новоевропейском понимании природы человека.

1.4. Топография психики, по З.Фрейду: сознание, предсознательное, бессознательное и динамика их взаимодействия

1.5. Сновидение как via regia («королевская дорога») в бессознательное.

1.6. Сновидение как символическое исполнение желаний. Работа сновидения, по З.Фрейду.

1.7. Архаическое и инфантильное в сновидении.

1.8. Символизм сновидений. Сравнительный анализ толковательных систем З.Фрейда и К.Г.Юнга.

1.9. Источники аналитических знаний о бессознательном психическом.

1.10. «Психопатология обыденной жизни»: общие положения. (Учение З.Фрейда о «парапраксисе» и скрытом смысле ошибочных действий).

психоанализ ростов

1.11. «Три очерка по теории сексуальности» З.Фрейда:
общие положения.

1.12. Сексуальная этиология неврозов, по З.Фрейду.

1.13. Концепция детской сексуальности З.Фрейда.

1.14. Психоанализ и сексология.

1.15. Либидо и сексуальная организация человека.

1.16. Фиксация и регрессия. Феноменологическое описание бессознательных механизмов.

1.17. Стадии психосексуального развития и типология характера.

1.18. Стадия «орального каннибализма». Психоаналитическая характеристика.

психоанализ ростов

1.19. Анальная стадия психосексуального развития. Особенности так наз. анального характера.

1.20. Концепция Эдипова комплекса: за и против.

1.21. Психоаналитические аспекты ранних детско-родительских отношений: симбиоз и слияние.

1.22. Психоаналитические аспекты ранних детско-родительских отношений: привязанность и сепарация.

1.23. Теории нарциссизма от Зигмунда Фрейда до Хайнца Кохута.

1.24. Образование симптомов при неврозах.

1.25. Виды психологических защит.

1.26. Виды сопротивления в психоаналитической терапии.

1.27. Основы базовой психоаналитической техники.

психоанализ ростов

 1.28. Понятие рабочего альянса в психоанализе.

1.29. Кушетка. Принципы психоаналитического «сеттинга».

1.30. Метод интерпретации и другие аналитические интервенции.

1.31. Перенос и контрперенос: эволюция представлений.

1.32. Понятие «вторичной выгоды» («вторичных преимуществ») в психоаналитической терапии

1.33. Хрестоматийные случаи из практики психоанализа. Случай Доры.

1.34. Хрестоматийные случаи из практики психоанализа. Случай маленького Ганса.

1.35.  Хрестоматийные случаи из практики психоанализа. Человек-волк.

1.36. «Детское воспоминание Леонардо да Винчи» З. Фрейда: психоаналитический портрет творческого гения.

1.37. «Вудро Вильсон» З. Фрейда – У. Буллита: психоаналитический портрет политического деятеля.

1.38. «Тотем и табу» З.Фрейда. Очерк психоаналитической антропологии.1.39. «Недовольство культурой» З.Фрейда: общие положения.

1.40. Культурологическая концепция Фрейда: за и против.


 

II. Развитие классической психоаналитической модели,
её модификации и альтернативы

психоанализ ростов

2.1. Фрейд или Юнг? Анализ теоретико-методологических расхождений.2.2. Ассоциативный эксперимент в модификации К.Г.Юнга как метод эмпирического исследования в глубинной психологии.

2.3. «Метаморфозы и символы Либидо» К.Г.Юнга: ревизия фрейдовской теории Либидо.

2.4. Карл Густав Юнг: теория архетипов коллективного бессознательного.

2.5. Концепция психологических типов К.Г.Юнга.

2.6. Структура психики и процесс Индивидуации, по К.Г.Юнгу.

2.7. Архетип Самости, по Юнгу. Концепция психической целостности Человека. Отношения Эго и Самости.

2.8. Юнгианский подход к анализу феноменов культуры.

2.9. Архетипическое содержание мифов, сказок, произведений искусства и литературы.

2.10. Вклад К.Г.Юнга в методологию психотерапевтической практики.

2.11. Концепция комплекса неполноценности и механизмов его компенсации, по Альфреду Адлеру.

2.12. Стремление к превосходству и социальный интерес, как базовые побуждения человека, согласно теории А.Адлера.

2.13. Очередность (порядок) рождения как фактор психического развития, по А.Адлеру.

2.14. Миф о рождении героя, согласно Отто Ранку.

2.15. Травма рождения, согласно Отто Ранку.

2.16. Вильгельм Райх: «Дон-Кихот психоанализа».

2.17. Анализ характера и концепция сексуальной революции, по В.Райху.

психоанализ ростов

2.18. Телесно-ориентированное направление в динамической психотерапии.

2.19. Вклад Мелани Кляйн в теорию психоанализа.

2.20. Основы теории объектных отношений.

2.21. Детский психоанализ: история, теория, методология.

2.22. Неофрейдизм: социокультурная интерпретация психоаналитических феноменов.

2.23. Психология Я (Эго-психология): основные теоретические положения и научные достижения.

2.24. Эпигенетическая теория развития Эрика Эриксона.

2.25. Концепция идентичности Эрика Эриксона

2.26. «Детство и общество» Эрика Эриксона: общие положения.

2.27. «Молодой Лютер» Эрика Эриксона. Кризис идентичности в становлении выдающейся личности.

2.28. Метод аналитической психобиографии в глубинной психологии.

2.29. Гуманистический психоанализ Эриха Фромма.

2.30. «Бегство от свободы» Э.Фромма: общие положения.

2.31. Эрих Фромм: анатомия человеческой деструктивности. Психоаналитический портрет Адольфа Гитлера.

2.32. Концепция пограничной личности Отто Кернберга.

2.33. Концепция контейнирования Вильфреда Биона.

2.34. Основы группового анализа.

2.35. Концепция агрессии как ad gredi Гюнтера Аммона.

психоанализ ростов

III. Глубинная психология и психоанализ в современном междисциплинарном контексте

3.1. Психоанализ и художественное творчество. (Психоаналитическая интерпретация художественных произведений).

3.2. Зигмунд Фрейд и Сальвадор Дали. Влияние психоанализа на изобразительное искусство.

3.3. Влияние психоаналитических идей на литературу XX в. (С.Цвейг, Г.Гессе, Т.Манн, Ф.С.Фицжеральд, Джон Фаулз и др.).

3.4. Психоанализ и кино. Влияние психоанализа на развитие авторского кинематографа.

3.5. Психоанализ и философия языка.

3.6. Психоанализ и семантика. Скрытый смысл психического явления.

3.7. Жак Лакан: структурный или лингвистический психоанализ.

3.8. Социологическая интерпретация идей З.Фрейда в трудах Герберта Маркузе.

3.9. Психоанализ и теория культуры. Современные представления.

3.10. Психоанализ и герменевтика (по П.Рикеру).

психоанализ ростов

3.11. Психоанализ и религия. 

3.12. Религия как коллективный невроз, по З.Фрейду.

3.13. Расхождения Фрейда и Юнга во взглядах на происхождение и природу религий.

3.14. Современные течения глубинной психологии.

3.15. Постфрейдистские направления в психологии и психотерапии.

3.16. Постъюнгианские направления в психологии и психотерапии.

3.17. Современные школы аналитической психологии.

3.18. Метод символдрамы Х.Лейнера.

3.19. Архетипическая психология Дж. Хилмана.

3.20. Психоанализ и гипноз: две альтернативные методологии психотерапевтической практики.

3.21. Психоанализ и когнитивное направление в психотерапии.

3.22. Психоанализ и гуманистическая психология.

3.23. Психоанализ и экзистенциальная психология.

3.24. Психоанализ и трансперсональная психология.

3.25. Зигмунд Фрейд и Мишель Фуко: проблема соотношения сексуальности, власти и знания.

3.26. Психоаналитическое наследие в эпоху постмодерна.

3.27. Психоанализ и деконструкция: две стратегии гуманитарного познания.

3.28. Психоанализ и российская ментальность.

3.29. Прошлое, настоящее и буду­щее глубинной психологии в России.

3.30. Научное наследие Сабины Шпильрейн.

психоанализ ростов

Уважаемые студенты!

При написании эссе по возможности  пользуйтесь первоисточниками,
а не только учебными пособиями, обзорными и критическими статьями;
тщательно проверяйте корректность и достоверность
научной информации, полученной с Интернет-сайтов.

В оформлении страницы использованы следующие репродукции:1. Экслибрис Зигмунда Фрейда.
2. Рене Магритт «Влюбленные», 1928.
3. Сальвадор Дали «Осенний каннибализм», 1936 – 1937.
4. Сальвадор Дали «Метаморфоза Нарцисса», 1936 – 1937.
5. Макс Эрнст «Око безмолвия», 1943.
6. Макс Эрнст «Домашний Ангел или Триумф сюрреализма», 1937.
7. Рене Магритт «Проницательность (Автопортрет)», 1936.
8. Макс Эрнст «Богоматерь наказывает младенца Иисуса
в присутствии трёх свидетелей», 1926.
9. «Эдип и Сфинкс». Рисунок на античной вазе из Ватиканского Музея
(краснофигурная керамика).
Оргсобрание для студентов Спецфакультета психокоррекции

18 сентября 2021 в 11:00 состоится Оргсобрание для студентов Спецфакультета психокоррекции, глубинной психологии и психоанализа. Приглашаются все, кто планирует зачисление на Спецфакультет или хочет получить исчерпывающую информацию о программах обучения. Вход свободный.

Летняя школа Филиппа Филатова

Летняя школа Филиппа Филатова: «АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ И ПСИХОДРАМА СНОВИДЕНИЙ». 16 — 18 июля 2021, база Белые скалы, пос. Псебай. Оптимальное сочетание групповой работы, поведенческого, ролевого тренинга и увлекательного летнего отдыха.

СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

19 — 20 июня 2021 состоится тренинг «ШЁПОТЫ И КРИКИ: РАБОТА С КОММУНИКАТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ». Интегративные техники психокоррекции в семейной и супружеской системе.
Ведущий: Филатов Филипп Робертович.